«Кадры решают всё». На заседании областного Совета депутатов обсудили работу системы профессионально-технического и среднего специального образования

На заседании шла речь об обеспеченности отраслей экономики квалифицированными кадрами.

На заседании областного Совета депутатов обсудили работу системы профессионально-технического и среднего специального образования. Речь шла об обеспеченности отраслей экономики квалифицированными кадрами, а также о роли местного управления и самоуправления в предоставлении первого рабочего места выпускникам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Открывая заседание, председатель областного Совета депутатов Елена Пасюта, озвучила круг вопросов, которые предстояло рассмотреть, и призвала участников к конструктивному диалогу, который позволит не просто обсудить, но и сообща найти решения для тех или иных проблемных моментов. В работе заседания приняли участие депутаты областного Совета депутатов, начальники структурных подразделений облисполкома, руководство города, председатели районных Советов депутатов, руководители учреждений среднего специального образования региона. В режиме видеконференции к заседанию подключились заместители председателей райисполкомов, курирующие социальную сферу.

IMG_5665.JPG

IMG_5680.JPG

IMG_5711.JPG

– Тренд на получение высшего образования активно развивается, а вот получение рабочих профессий, к сожалению, уходит на второй план, и об этом стоит говорить. Тема, которую мы сегодня рассматриваем, очень значима как в политическом, так и в экономическом плане. Вопросы кадровой политики не единожды поднимались и обсуждались на всех уровнях, – подчеркнула Елена Пасюта. – Мы, в том числе и руководители учреждений образования, понимаем, что успех учреждения зависит как от профессионализма коллектива, так и от уровня подготовки выпускников. Ведь заказчикам кадров очень важно получить хорошего специалиста.

IMG_5653.JPG
Перед пленарным заседанием Президиума участники посетили профессионально-технические учреждения образования г. Гродно, где ознакомились с основными направлениями работы, обсудили вопросы взаимодействия с организациями-заказчиками кадров, изучили материально-техническую базу. В частности, побывали в электротехническом колледже имени И.Счастного, колледже строительных технологий и колледже отраслевых технологий. Поэтому предметно было о чем поговорить.

– Очень приятно было видеть, когда в колледжах выступали не только управленцы, специалисты, но и сами учащиеся увлеченно рассказывали о своей деятельности. Своими предложениями поделились представители заказчиков-организаций, которые уже достаточно плотно взаимодействуют с учреждениями образования, говорили о взаимовыгодном сотрудничестве. Государство много делает, создавая необходимые условия для подготовки кадров. Но большую роль здесь играют и заказчики, которые уменьшают, так сказать, разрыв между выпускником и специалистом, помогают ему стать на профессиональный путь, – подчеркнула Елена Пасюта. – Здесь важны и институт наставничества, и предоставляемые молодым специалистам преференции. Можно привести много положительных примеров, в нашем регионе наработан хороший опыт.

Но вместе с тем, как отметила Елена Пасюта, кадровый дефицит в плане рабочих профессий существует. А решение этого вопроса требует участия и подхода всех заинтересованных сторон.

Об основных направлениях работы системы профессионально-технического и среднего специального образования области по обеспечению экономики квалифицированными кадрами и принимаемых органами государственного управления и самоуправления мерах по предоставлению первого рабочего места доложил начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик. Система профессионально-технического и среднего специального образования региона строится на основании потребностей экономики, рынка труда, с учетом происходящих технологических, социальных и культурных изменений. Сегодня это 34 учреждения профессионального образования, около 70 специальностей и 100 квалификаций, более 18 тысяч учащихся, ежегодный выпуск более 5 тысяч квалифицированных и востребованных экономикой региона рабочих и специалистов.

IMG_5728.JPG

IMG_5693.JPG

– Экономические процессы не стоят на месте, они интенсивно развиваются. Система образования откликается на новые запросы организаций-заказчиков кадров, – отметил Руслан Абрамчик и акцентировал внимание на том, что за последние пять лет открыт прием по семи новым специальностям среднего специального образования и 15 квалификациям профессионально-технического. – С 2023 года на уровне среднего специального образования в Гродненском государственном колледже бытового обслуживания населения планируем начать подготовку мастеров производственного обучения, на уровне профессионально-технического образования в Лидском государственном политехническом колледже – подготовку рабочих по специальности «Изготовление изделий из стекла» для стеклозавода «Неман». Профессиональное образование сегодня – это самые современные технологии, оборудование и материалы. Для внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса в области функционируют шесть Центров компетенций профессионального образования, на базе которых в предыдущем учебном году прошли обучение около 3 тысяч человек.Руслан Абрамчик подчеркнул, что организована системная работа по повышению качества предоставляемого образования. Для высокотехнологичных производств ведется подготовка рабочих с высоким уровнем квалификации. В текущем учебном году в 16 (73%) учреждениях профессионального образования области осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность. Все это дает положительный результат: учреждения образования демонстрируют профессионализм и занимают призовые места в республиканских и международных конкурсах. В своем выступлении начальник управления образования обратил внимание на то, что на протяжении последних лет ежегодно увеличивается план приема учащихся на условиях целевой подготовки. И здесь важно тесное взаимодействие учреждений образования и организаций-заказчиков кадров, в том числе и в плане профориентационной работы.

IMG_5687.JPG

– Целевая подготовка в настоящее время – наиболее перспективный вариант подготовки кадров. Для учащегося создается индивидуальный образовательный маршрут: он проходит все виды практик на базе организации, заключившей договор, выбирает определенные интересные для организации и учащегося темы курсовых и дипломной работ. Система профессионально-технического и среднего специального образования имеет возможность принимать на обучение на условиях целевой подготовки до 30 процентов, а по специальностям сельскохозяйственного и медицинского профилей до 60 процентов учащихся, – резюмировал Руслан Абрамчик.

Опытом работы на примере Лидского района поделилась Инесса Белуш, председатель Лидского районного Совета депутатов. Она подробно остановилась на работе органов управления Лидского района по развитию профориентационных предпочтений учащихся школ и решению потребности в кадровом обеспечении.

– Тема, которая рассматривается на заседании, важна, поскольку ее успешное решение влияет как на судьбу конкретного человека, так и на вопросы семьи, затраты государства, конкретных организаций-заказчиков. В каждом районе имеются свои особенности. У нас реализуется профориентационный проект «Экономика. Личность. Будущее», который знаком большинству присутствующих. Он призван решить проблемы потребности в определенных кадрах за счет молодых специалистов, возвращающихся после обучения на свою малую Родину. Реализовывается проект поэтапно с акцентом на разные категории учащихся, – отметила Инесса Белуш, подробно остановилась на каждом из этапов, отметив важность и значимость совместной работы всех заинтересованных структур.

IMG_5721.JPG

О ходе реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь «О содействии занятости населения» на территории Гродненской области и о работе постоянно действующих районных комиссий по координации работы по содействию занятости населения доложил начальник управления государственной службы занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Александр Соболь.

У участников пленарного заседания была возможность не только выслушать докладчиков, но и задать интересующие вопросы, а также обсудить возникающие предложения.

Гродненская правда