Как в областной детской больнице спасают малышей со сложной патологией – рассказываем в проекте «Высокие технологии и здоровье»
Совместный проект «Гродзенскай праўды» и главного управления здравоохранения облисполкома.
В нашей стране, где забота о людях лежит в основе государственной политики, здравоохранению уделяется первостепенное внимание. Акцент делается на применение новых, сложных, уникальных методов оказания медицинской помощи, которые основаны на современных достижениях медицинской науки и техники и имеют высокую клиническую эффективность. О том, как новации в медицине помогают спасать жизни и здоровье жителей нашей области, рассказываем в проекте «Высокие технологии и здоровье».
Еще недавно считалось чудом, когда дети, вес которых при рождении едва дотягивает до полукилограмма, и дети, которые родились со сложной патологией, в дальнейшем живут, растут и полноценно развиваются. Сегодня это обычная практика благодаря сочетанию высоких медицинских технологий и титанического труда людей в белых халатах. О том, что под силу современной медицине, можно судить на примере областной детской клинической больницы.
Дыхание крохи
Первое время после рождения ребенка называют золотым. Оно поистине бесценно для малышей, которые появились на свет намного раньше времени или с проблемой, требующей экстренной помощи. Если такому ребенку не проводить интенсивную терапию, то он может погибнуть. Смысл интенсивной терапии состоит в том, чтобы помогать жизненно важным органам справляться со своими функциями.
Об этом мне рассказывает Анна Крайняя, заведующая отделением анестезиологии и реанимации для новорожденных и недоношенных детей областной детской клинической больницы, перед тем как предоставить возможность своими глазами увидеть это чудо спасения. Кстати, отдельная реанимация для новорожденных в детской больнице на 12 коек открыта шесть лет назад с появлением свободных площадей после новоселья хирургии в новом корпусе. Таким образом, к существующим шести спасительным койкам в перинатальном центре, предназначенным для новорожденных с очень низкой массой тела, прибавились койки в родственном лечебном учреждении. Кроме того, в больнице много коек и для новорожденных детей, которые родились с нормальным весом, но имеют большие проблемы со здоровьем.
Впрочем, счет на койки условный, по сути, это в большинстве высокотехнологичные аппараты с самыми передовыми системами поддержания комфортных условий для новорожденных. В кувезах обеспечивается постоянная температура и влажность окружающей среды, аппарат искусственной вентиляции легких помогает малышу дышать. Через катетеры и зонты подаются специальные растворы для питания, медикаменты, а также производятся забор крови для анализов и измерение параметров кровообращения. На мониторах фиксируется множество параметров жизнедеятельности, и они постоянно в поле зрения медицинских работников.
В день нашего прихода в отделении, которым заведует Анна Францевна, были заняты две трети кувезов. У каждого крохотного пациента отдельная история. Четверо появились на свет весом до килограмма. Один и до полукилограмма не дотянул, а такая патология, как некротический энтероколит, сказать по-простому, «дырка в кишечнике», потребовала хирургической коррекции в первые дни после рождения. Ее провели хирурги детской больницы.
Синдром «бабочки» и «кленового сиропа»
У одного из кувезов застаю целую бригаду медиков. Это опытный хирург Александр Глуткин и его помощники прямо в кувезе выполняют сложнейшие перевязки. Малышке пять дней от роду, родилась весом около трех килограммов, но с редчайшей патологией – буллёзным эпидермолизом. Таких детей образно называют «бабочками» – их кожа такая же хрупкая, как крылья бабочки. При этом заболевании даже от небольшого трения появляются пузыри, которые потом превращаются в раны. Тело ребенка полностью перевязывают по нескольку раз в день.
Благодаря организованному в стране многоэтапному скринингу беременных женщин многие патологии плода выявляются и даже корректируются в утробе матери. Но, к сожалению, даже самая современная умная техника пока еще не все в состоянии визуализировать. Бывают, к примеру, врожденные сложнейшие обменные нарушения.
Анна Францевна вспоминает случай, когда опасное заболевание у новорожденного, который попал в отделение из-за критически низкой массы тела, врачи заподозрили по исходившему от него странному запаху. Для малыша сразу же организовали специальное питание. Современные смеси, специально разработанные, одна из составляющих высокотехнологичной помощи детям, появившимся на свет с экстремально низкой массой тела. В данном же случае смесь нужна была особенная, и расчет ее составляющих в больнице вели до миллиграммов. Затем больничная лаборатория точно определила болезнь «кленового сиропа».
– Рожденные с этой и другой сложной патологией стопроцентно пациенты нашего отделения. Как и новорожденные с инфекцией, которую можно подхватить из-за ослабленного иммунитета у недоношенных детей. Их всех незамедлительно переводят к нам из перинатального центра и других родовспомогательных отделений области, – рассказывает собеседница. – Предусмотрен и выезд наших специалистов в районы и оказание помощи маленьким пациентам до тех пор, пока их состояние позволит перенести дорогу в областной центр на специально оборудованном реанимобиле.
Чтобы видели, слышали
Из реанимации в специализированное педиатрическое отделение для новорожденных и недоношенных маленьких пациентов переводят, когда состояние их стабилизируется, они начинают дышать самостоятельно и усваивают питание. Также в отделение переводятся маленькие пациенты на выхаживание из всех родовспомогательных учреждений области.
Заведующая отделением Наталья Денисик рассказывает, что новорожденные с экстремально низкой массой тела чаще всего имеют много рисков реализации последствий недоношенности.
– Выхаживание таких деток – очень долгий и кропотливый труд. Если за сутки наметился хоть маленький сдвиг, скажем, на каких-то 5 мл увеличился объем кормления, – это для нас уже радость. В уходе важна каждая мелочь, даже положение ребенка в кувезе, – отмечает Наталья Ивановна. И особо подчеркивает: результат дает именно командная работа коллектива отделения, многих специалистов детской больницы и сотрудников ГрГМУ, которые помогают справляться с патологией периода новорожденности.
Одной из проблем, которую сегодня благодаря высокотехнологичному оборудованию успешно решают в детской больнице – ретинопатия недоношенных, которая может привести к отслойке сетчатки, а в дальнейшем, если не лечить, то и к слепоте. Врач-офтальмолог Галина Полякова наведывается в отделение регулярно. При необходимости проводит оперативное лечение ретинопатии – лазеркоагуляцию сетчатки. Раньше для такой процедуры дети направлялись в Республиканский центр «Мать и дитя», но в течение последних лет с появлением современного оборудования она выполняется непосредственно в больнице.
Всем пациентам отделения за два-три дня до выписки проводится аудиологический скрининг, который помогает выявлению нейросенсорной тугоухости.
Собеседница отмечает: выхаживание недоношенных детей, особенно детей с экстремально низкой массой тела, напрямую зависит от уровня развития медицинских технологий. Наряду с кардиохирургией, трансплантологией это одна из самых высокотехнологичных и затратных отраслей медицины.
Трудно переоценить значение современных кувезов-инкубаторов. Реанимобили с суперсовременной «начинкой» – это очень важный момент в оказании помощи. Ведь ситуации, когда к новорожденному нужно вызвать специалистов высокого уровня или его самого доставить из одной клиники в другую, в том числе из района в область, а из области в столицу, бывают нередко.
Кстати, такого лечебного кресла, которое есть в отделении выхаживания недоношенных новорожденных, вы не увидите ни в одной больнице для взрослых. Оно помогло внедрить широко используемый сейчас «метод кенгуру» – это когда малыш временно выкладывается на грудь матери. Таким образом обеспечивается контакт «кожа к коже» ребенка и родителя, уменьшается уровень стресса у малышей.
Врачи плюс родители
В отделении процесс выхаживания продолжается иногда и несколько месяцев. Когда ребенок наберет определенную массу тела, чаще всего это 2300-2500 граммов, дышит полноценно самостоятельно, не нуждается в кувезном выхаживании, кислородной поддержке, кушает самостоятельно, усваивает полный объем питания, пролечена инфекция и мама обучена уходу за малышом, он может быть выписан домой. Кстати, в отделении функционирует «Школа родительства».
– Мы не просто обучаем необходимым навыкам ухода, но и убеждаем родителей в том, что первый год жизни недоношенного ребенка – это период, когда во многом последствия недоношенности можно свести к минимуму, – отмечает Наталья Денисик.
Результат этой совместной работы врачей и родителей можно увидеть 17 ноября, в международный день недоношенных детей, когда бывшие пациенты собираются в детской больнице.
– Как ни порадоваться, когда видишь перед собой пятнадцатилетнюю красавицу выше меня ростом. Она из двойняшек, но в отличие от сестренки состояние ее сразу после рождения было критическим – сепсис и развившееся после грозное осложнение – гидроцефалия. Это был первый ребенок, к которому приезжали нейрохирурги из столицы для проведения первого этапа оперативного лечения – субгалеального шунтирования. (Теперь это практикуется регулярно). После малышку перевели в РНПЦ «Неврологии и нейрохирургии» в Минск на второй этап оперативного лечения. И все получилось! Сегодня она хорошо учится в школе, по развитию ничуть не отстает от своей сестры. Большая часть из глубоко недоношенных деток через несколько лет мало чем отличается от своих сверстников. Об этом говорит медицинская статистика, а мы в детской больнице знаем не понаслышке!
Компетентно
Александр Козич, главный врач областной детской клинической больницы:
– Сколько сил и стараний нужно медицине, чтобы выходить ребенка, который очень поторопился появиться на свет, знаю не понаслышке: с 2007 по 2019 год заведовал отделением анестезиологии и реанимации для новорожденных и недоношенных детей областного клинического перинатального центра. Имею большой практический опыт в лечении и выхаживании малышей с низкой или экстремально низкой массой тела. Кстати, экстремально низкой массой тела считается вес ребенка до 1 килограмма.
В последнее время таких детей появляется на свет несколько меньше, чем в бытность моей работы в перинатальном центре, когда рождаемость в стране была на пике. При этом выживаемость недоношенных детей год от года росла. Потому что развивалась наука, внедрялись современные технологии выхаживания. Сегодня благодаря современной аппаратуре идет речь не просто о сохранении жизни такой крохи, а об обеспечении качества жизни. Это означает, что на больничном этапе выхаживания устраняются все или почти все осложнения недоношенности.
В областной детской больнице, равно как и в областном клиническом перинатальном центре, есть все необходимое для того, чтобы выходить малыша, появившегося на свет раньше срока. Кстати, уже в первые 15 минут жизни в родзале всем глубоко недоношенным детям вводят сурфактант для наиболее полного эффективного расправления альвеол и формирования функциональной емкости легких. А дальше в дело включается современная аппаратура, в том числе и в наших отделениях. В этом плане мы, можно сказать, вооружены по последнему слову техники. Это и аппараты ИВЛ экспертного класса, и аппарат для проведения высокочастотной осцилляторной искусственной вентиляции легких, которая нужна в очень сложных случаях, и современное высокотехнологичное диагностическое оборудование, и УЗИ экспертного класса, и широкий спектр лабораторных методов исследования, в том числе на гормональном уровне. Хочу особо отметить, что у нас в больнице с маленькими пациентами работают не просто профессионалы своего дела, а очень душевные, добросердечные специалисты.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Гродненская правда