Уборке в Беларуси подлежит 2 миллиона 30 тысяч гектаров, что на 114 тысяч меньше, чем в прошлом году

Хозяйства плавно входят в жатву. На 56,1 процента полей убран озимый ячмень: в Брестской и Гродненской областях обмолочен на более чем 93 и 84 процентах площадей соответственно. Начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Николай Лешик прокомментировал начало страды:

— Площади сева озимых культур практически сохранены, на 10 процентов увеличены под озимым рапсом. Сев яровых также прошел в агротехнически обоснованные сроки, никаких нарушений не выявлено, все мероприятия выполнены. Но как гласит закон минимума, определяющий фактор величины урожая — тот, который находится в минимуме. К сожалению, в текущем году им оказалась влага. 

Понятно, компенсационных мероприятий по ее обеспечению, скажем полив, на площади в 2,5 миллиона гектаров (вместе с крестоцветными) произвести невозможно. По стабилизации получения зерна работает один фактор — использование многообразия видов и сортов сельхозрастений. Все они отличаются периодами развития. Озимый ячмень быстрее отрастает весной, более интенсивно формирует урожай и уже к концу июня практически готов к уборке. Немного позже идет развитие озимых пшеницы, тритикале, ржи. Если, к примеру, на 25 июня озимый ячмень подходил к фазе восковой спелости зерна, то озимая пшеница — молочной. Выпадение осадков дает основание рассчитывать на увеличение урожая этих культур. Идет интенсивный налив зерна у пшеницы, тритикале и ржи. Но пока сложно сказать, какими будут потери.

В этом году, как показывают статистические данные, гибель от засухи озимых тритикале — примерно 11 процентов от посевной площади, ржи — около 8, пшеницы — приблизительно 5, ячменя — менее 4 процентов. Если стратегически рассуждать, то наращивание посевов озимого ячменя и уменьшение тритикале поможет нам стабилизировать производство зерновых.

Из-за гибели 140 тысяч гектаров зерновых не стоит рассчитывать на рекордный урожай-2022. Озимого ячменя примерно 40 центнеров с гектара, что в условиях нынешнего года совсем неплохо.

По предварительным данным (с учетом оценки биологической урожайности отдельных участков), урожай колосовых ожидается в пределах 6,5 миллиона тонн зерна при прошлогоднем более 7,8 миллиона тонн, отметил Николай Лешик:

— Перевод площадей кукурузы, посеянных на зерно, для уборки на корма — экстренная мера, которая будет осуществлена в случае, если у нас не получится компенсировать недобор травяных кормов. Кроме того, Глава государства поддержал закупку зерна в России в связи с более низкими ценами на рынке, чем в 2022-м. Но все же продолжаем надеяться, что второй и третий укосы люцерны отрастут, мы получим урожай согласно запланированным цифрам и прибегать к крайним мерам не придется.

Вместе с тем с обеспеченностью зерном больших проблем нет. Поскольку остаток зернофуража на 1 июля составлял около 900 тысяч тонн, то при условии дозакупки примерно 500 тысяч тонн, прежде всего в Российской Федерации, вполне сможем закрыть его потребности по всем направлениям.

Проводятся закупки зерна на бирже. Если в 2022-м ввезено в страну около 170 тысяч тонн зерна, то в нынешнем — уже 184 тысячи.

Зерновых и зернобобовых предстоит убрать 2 миллиона 30 тысяч гектаров, что на 114 тысяч меньше, чем в прошлом году. Отдельные хозяйства приступили к обмолоту озимой пшеницы, некоторые — озимого рапса. Преждевременно называть общий сбор маслосемян, но урожайность, скажем, в Гродненской области лишь на 10 процентов ниже. Миллион тонн рапса не соберем, но, как показывает анализ ученых и специалистов, 800 тысяч тонн должны получить.

klimovich@sb.by

СБ