«Хорошо, если есть традиция отмечать 1 сентября». Как создать позитивный настрой у ребенка перед началом учебного года
Эмоциональный настрой детей и действия их родителей перед началом учебного года послужит его успешному продолжению.
– Важно заранее формировать у ребенка позитивное отношение к школе и обучению: для самых младших подчеркивая важность события, а для детей постарше – преимущества, которые дает им школа, – советует родителям Татьяна Барсукевич, психолог городской поликлиника №5 г. Гродно.
Имеет значение и отношение домочадцев к началу учебного года. Хорошо, если есть традиция отмечать 1 сентября с подарками, праздничным обедом, веселыми (а иногда и поучительными) рассказами старших о своем детстве и с добрыми пожеланиями школьникам. В то же время лучше воздержаться от чрезмерного ажиотажа. Занятия и школа являются естественной частью жизни детей, и наделять их большим или меньшим, чем нужно, значением –ошибочно.
Пока время каникулярное, нужно проверить наличие нужных ребенку вещей: школьных принадлежностей, одежды и обуви. Обязательно подготовьте дома удобное рабочее место – там, где светло и тихо. Для младших школьников имеет большое значение, как выглядит пенал, изображены ли на тетрадках любимые герои и насколько красивый портфель. Им в удовольствие будет самим выбирать ручки, обложки и тетрадки для уроков. Это в действительности помогает лучше адаптироваться к новому жизненному этапу, делает процесс погружения в школьную жизнь интереснее. Не лишним будет, заранее рассчитать время для подготовки к выходу из дома утром. Пусть день начнется с приятных и необременительных хлопот – спешка и срыв планов грозят испорченным настроением.
Татьяна Барсукевич советует родителям также предварительно побеседовать с учителем по поводу того, что разрешено или запрещено на уроках, можно ли на переменках играть и бегать. И в соответствии с полученной информацией подготовить все необходимое и обязательно объяснить ребенку, как себя надо вести в школе.
– Убедитесь, что ребенок может обратиться к учителю или любому школьному педагогу с просьбой, у него есть ваши контактные данные и он способен назвать свой адрес и позвонить вам на сотовый или на работу даже без своего мобильного телефона, – рекомендует психолог.
А еще очень важно как можно более объективно оценить уровень коммуникативных навыков своего ребенка в соответствии с его возрастом. Представьте, как может познакомиться с соседом по парте ваша дочка: что скажет, если будет знакомиться первая, а как поступить, когда обратятся к ней? А если речь идет о подростке, которому предстоит впервые появиться среди ребят новой школы? Исходя из этого уместно будет посоветовать детям проверенные способы начала разговора и успешного знакомства с одноклассниками.
Особое внимание заслуживают правила безопасности. Помнит ли младший школьник правила поведения на улице (если сам возвращается домой), знает ли, что делать в случае, если его вовремя не забрали из школы или если молчит номер телефона мамы или папы? Еще есть время этому научить, а забывчивым об этом напомнить.
– Зачастую дети загораются участием в нескольких секциях и кружках, им действительно интересно, но свои силы они пока не могут ни оценить, ни грамотно распределить. Поэтому в период адаптации к школе лучше вовсе воздержаться от дополнительных занятий, ведь на само изменение режима и привыкание к учебным нагрузкам уже требуется много ресурсов, – подчеркивает Татьяна Барсукевич.