На брейн-ринге – только правда. Выиграем ли мы битву за умы и сердца молодежи, рассуждает журналист и политический блогер Юрий Уваров
Восточная поговорка гласит: хочешь одолеть врага, воспитай его детей. Сегодня это главный девиз и руководство к действию наших врагов. Это показал опыт событий 2020 года. Тогда основная часть деструктивной работы в сети была нацелена именно на молодежную аудиторию. И, надо признать, ярко показала недостатки в молодежной политике государства. Война за умы подрастающего поколения продолжается. Это понимают все. Потому актуальность вопросов образования и воспитания вышла в Беларуси на первый план.
Президент о патриотизме
Глава государства всегда очень тонко и точно оценивает проблемные вопросы и предлагает своевременные и эффективные решения. О необходимости усиления патриотического воспитания Александр Григорьевич говорил и в минувшем году накануне 1 сентября. Президент акцентировал внимание, что в школах должно системно вестись военно-патриотическое воспитание. И важнейшую роль тут должны сыграть военруки. Не имею данных по всем белорусским школам, но там, где учился мой сын, никаких сдвигов не произошло. Читатели регулярно мне пишут об аналогичных ситуациях и в других учебных заведениях. Полагаю, Глава государства прекрасно информирован о ситуации, поэтому в этом году накануне Дня знаний Президент сказал:
– Патриота может воспитать только патриот. И не имеет значения, какой предмет преподает учитель. Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. Или наоборот.
Образование и наука
В этой связи возникает вопрос о подготовке кадров и содержании учебников. И здесь, давайте будем честны, есть проблемы. Надо отдать должное Министерству образования, которое в этом году вынесло на широкое общественное обсуждение содержание школьных учебников. К сожалению, некоторые представители науки, в том числе и авторы учебников, в 2020 году продемонстрировали антигосударственную позицию. Некоторые затаились и продолжили втихаря протаскивать нужные им нарративы. В первую очередь это касается, конечно, гуманитарных предметов – литературы и истории. Поэтому некоторым «ученым» пришлось пообщаться с силовиками. К сожалению, смею предположить, что бчб-рассадник в науке придется чистить еще не раз.
Государственная идеология
Помню, лет 20 назад в Беларуси была широкая общественная дискуссия на тему государственной идеологии. Люди активно откликнулись на призыв государства принять в ней участие. Но по каким-то причинам хорошее начинание постепенно превратилось в обычную кампанейщину и сошло на нет. Сегодня, на мой взгляд, ни один идеолог и политолог не даст четкого ответа об основах государственной идеологии. Враги пытаются уводить в сторону так называемого «литвинства». Помню, несколько лет назад мы поехали с дочерью на экскурсию в Мирский и Несвижский замки. Гид – махровый змагар – рассказывал байки о прекрасной жизни белорусов «за польскiм часам».
Оказывается, тогда был просто рай земной: белорусы жили в прекрасных усадьбах, на террасах которых «пілі каву з парцалянавых фiлiжанак». Страшно, что этот бред некоторыми воспринимается весьма позитивно: люди склонны приукрашивать прошлое, выдавая желаемое за действительное. При этом до сих пор затаившиеся змагары всеми доступными им способами пытаются очернить историю Великой Отечественной войны. Поэтому мы сегодня должны определиться, на чем должна быть основана государственная идеология. Или это реальная история, или байки про поляков Сапег и Радзивиллов.
Сегодня многие идеологи, чиновники и политологи в своей работе ориентируются на заявления и высказывания Президента. Да, авторитет Александра Григорьевича незыблем. Но нельзя всю ответственность бесконечно перекладывать на плечи Главы государства. Пора ее разделять всем, всему обществу. А для этого нужно в вопросах истории и идеологии расставить все точки над «i».
Объективности ради нужно отметить, что в сфере государственной идеологии есть немало позитивных перемен. Этой теме можно посвятить отдельную статью. Приведу лишь один пример в качестве иллюстрации. В Гродно на железнодорожном вокзале недавно был ликвидирован памятный знак банде Калиновского, а вместо него появилась мемориальная доска в честь советских подпольщиков.
СМИ и интернет
В вопросах сохранения исторической правды на первый план сегодня выходит интернет, который в значительной степени включает в себя и СМИ. Образование в современном мире без интернета уже немыслимо. Воспитание и обучение в семье и школе, порой, уступают влиянию сети. Дети уходят в виртуальный мир. И в этой части, давайте будем честны, до победы нам далеко. Это показало влияние деструктивных телеграм-каналов на молодежь в 2020 году. Ведь прогосударственный сегмент интернета и государственные СМИ до событий того времени бодро вещали про «надои-удои». Мы тогда не оставили подрастающему поколению выбора. Благо, выводы были сделаны и решения приняты оперативно. Сегодняшние белорусские СМИ, в первую очередь республиканские, значительно отличаются от былого уровня интересным и острым контентом. Появилась целая плеяда звезд отечественной журналистики, среди которых особо отмечу Ксению Лебедеву, Григория Азаренка и Евгения Пустового. Но останавливаться на достигнутом нельзя. Идет беспрецедентная информационная война, в которой враг постоянно совершенствует методы и технологии. Проиграть мы не имеем права.
Образование и культура
Образование неразрывно связано с культурой. Я не призываю свести культуру на уровень примитивного «агитпропа». Но давайте вспомним лучшее из нашей истории. В советское время деятели культуры создавали шедевры, которые вдохновляли людей на подвиги ради Отечества и помогли одолеть врага. Сейчас мы таких шедевров не видим ни в кино, ни в музыке, ни в театре. К тому же появилась весьма странная тенденция тащить на сцену резко переобувшихся змагаров и даже пропагандистов ЛГБТ. Это вызывает возмущение патриотической общественности. В нынешних условиях это недопустимо.
Образование или просвещение?
Есть хорошее слово – просвещение. В России, кстати, пять лет назад Министерство образования переименовали в Министерство просвещения. Согласно Далю, образованный человек – «научно развитой, воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи», а просвещенный человек – это человек не просто образованный, но еще и «с понятиями об истине, доблести и долге». То есть просвещение – гармоничный синтез образования и воспитания. Быть может, стоит подумать?