Старший хранитель фондов музея ГУО «Средняя школа г.п. Мир им. А.И. Сташевской» Валерий Брант: «Есть все основания, чтобы говорить о политике национально-культурного геноцида белорусского населения, оказавшегося на территории «кресов»
История не терпит сослагательного наклонения. В этом есть определенный смысл, особенно когда наблюдаешь сегодняшние события, происходящие вокруг Беларуси, и невольно ловишь себя на мысли о том, что в современных реалиях иногда приходится ставить очень жесткие акценты, невзирая на свои, порой немного излишние терпимость, понимание и толерантность.
В многочисленных статьях и монографиях, вышедших за последнее время, дана фундаментальная оценка экономического и социально-политического положения белорусских земель, которые находились в составе Польши с 18.03.1921 по 17.09.1939 гг. На реальных фактах, подтвержденных материалами архивов, доказано, что конечной целью национальной политики Варшавы являлась ликвидация белорусского этноса как самостоятельного понятия. И есть все основания, чтобы говорить о политике национально-культурного геноцида белорусского населения, оказавшегося на территории «кресов».
Приведу лишь некоторые выдержки из открытых источников:
* На съезде служащих аппарата сельского хозяйства Полесского воеводства 16 апреля 1937 года выдвигалось требование запретить продажу земли православным: «Лояльный полешук или «тутэйший» — это поляк. Тот, кто указывает в декларации национальность белорус, украинец или еврей, не может купить землю».
* Летом 1937 года новогрудский воевода Адам Корвин-Соколовский предлагал на съезде поветовых старост «…осуществить ряд насильственных мер в области культуры и образования: полностью ликвидировать школы, использующие белорусский язык, уволить всех учителей-не-поляков, немедленно распустить национальные коллективы самодеятельности…».
* 13 октября 1937 года полесский воевода Вацлав Костек-Бернацкий заявил: «Полесье должно стать польским, несмотря на местный говор и вероисповедание громадного большинства жителей». Поветовым старостам было предписано «признавать местное население исключительно польским».
* В 1937 году бюро исследований Виленско-Новогрудского округа лагеря национального единения предлагало «…выработать «рациональные методы» национальной ассимиляции…». Белорусы не признавались отдельным народом, а считались «испорченным русским» ответвлением польского.
* Белостокский воевода Генрик Осташевский в июне 1939 года писал: «Наше отношение к белорусам может быть определено так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски, ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении».
* В конце 1930-х годов в некоторых местностях признавались опасными народные развлечения, театральные представления, организаторов которых причисляли к коммунистическим активистам. Подрывными считались большинство песен, в том числе, и народных, и обрядовых. Любое культурное мероприятие, на котором звучал русский язык, рассматривалось чуть ли не как преступление.
В рассказах В.В. Лобозы имеется история о том, как он со своим другом случайно поучаствовал в спектакле русскоязычной труппы, которая проездом оказалась в Мире. Директор школы потом вызвал его к себе: «…— Ты был в театре русском? А почему? А ты знал, что это запрещено? Марш домой и скажи, чтобы пришли родители! — Мама сходила в школу…, отслушала…».
Откровенно нарушая международные обязательства и гарантии в отношении прав национальных меньшинств, закрепленные, в том числе, и условиями Рижского мирного договора 1921 года, польские власти взяли курс на усмирение и ополячивание славянских национальных меньшинств, «поглощение» их польским этническим элементом. Еще в первой половине 1920-х годов польский министр просвещения С. Грабский довольно откровенно заявлял о том, что «граница политическая должна стать границей этнической», имея в виду границу, проведенную в соответствии с Рижским миром и буквально разорвавшую территорию Беларуси.
Местечко Мир – это своеобразный перекресток культур и религий с крупными этническими группами, имевшимися на то время и действующими культовыми зданиями православных, иудеев, мусульман и католиков, своей местной спецификой межнациональных взаимоотношений. Все это также учитывалось польскими властями в выстраивании отношений с местным населением.
Министр внутренних дел Польши Л. Скульский в ответ на жалобы на повсеместное закрытие белорусских школ уверял, что «…через десять лет в Польше даже со свечкой будет невозможно найти белорусов». Определенные основания для такого рода заявлений были. После закрытия всех существовавших учебных заведений в Мире открыли польскую школу. Она была семиклассной, ее должны были посещать все дети поселка, учебный и воспитательный процесс — исключительно на польском. Но для детей евреев и татар были позволены частные национальные школы с родным языком преподавания. Для белорусов такой привилегии не было.
Хотя за обучение денег и не брали, но дальше 7-го класса могли продолжать учебу лишь те, чьи родители могли хорошо платить. Старожилы Мира припоминали только двоих – Сенюту и Трушинскую, которые после окончания лицея вернулись в Мир в качестве учителей. Но они считались «нашими», белорусами. По воспоминаниям В.В. Лобозы, «…Сенюта преподавал польский язык и гимнастику, а Трушинская – польский язык…».
Кроме обучения на польском языке, активно насаждались другие методы ополячивания детей-мирян. Таким было движение «гарцеров» и «гарцерок», целью которого являлось воспитание детей в духе патриотизма (естественно, польского!). Это был важный элемент государственной политики, который щедро финансировался. Примечательно, что детей евреев и татар в организацию не принимали. За отказ от вступления в «гарцерство» как правило, оставляли на второй год, — это и случилось с В.В. Лобозой, который так и не перешел в следующий класс из-за того, что его отец был против вступления сына в эту организацию. После окончания школы и прохождения гарцерской идейной «обработки» следующим этапом был «Союз стрельцов» — полувоенная организация, где главными являлись стрелковая подготовка и спорт. Ее идейную базу составляли тезисы о единой Польше и готовности молодежи быть в первых рядах ее защитников. При этом стоит отметить тот факт, что такая «почесть» была уготована и 20-ти молодым мирянам. Видимо, вот здесь опять стоит допустить сослагательное наклонение в отношении будущей судьбы белорусов. Что было бы, если… А было бы «пушечное мясо» с промытыми мозгами, готовое умереть за польского «дядю».
В таких условиях, если бы не событие 17 сентября 1939 года, для белорусов существовала реальная угроза через два-три поколения превратиться в исчезающее этническое меньшинство, лишенное национальной элиты, возможности национально-культурного развития и тем более — национально-государственных перспектив.
Что касается других этнических диаспор, то в планах польской верхушки тоже имелись некоторые «идеи». Татарам – земледелие, евреям – ремесло и торговлю. Хотя…, идеи идеями, а бизнес есть бизнес. В материалах записей рассказов старожилов Мира можно встретить и такие факты: С.И. Самец говорила о том, что во второй половине 1930-х годов евреям запрещали торговать по воскресным дням, А.А. Шандевич прямо указывает на существование в Мире в 1935-1938 гг. польской профашистской организации «Mloda Polska» — Молодая Польша, которая была направлена против евреев. Главный лозунг – «Не покупай у жида!» Поляки просто боялись конкуренции. Евреи продавали товары чуть дешевле, чем поляки. А, по словам А.И. Демидовича, «…власти в 1938-1939 гг. начали притеснять евреев и разгонять их торговые лавки…».
Я преднамеренно не касаюсь ни экономического положения белорусов, ни героического противостояния патриотических сил и их организаций растущему давлению на сознание народа. Теперь, по истечении многих лет, становится понятной деятельность прогрессивных лидеров, направленная на недопущение массового вооруженного народного восстания в западных областях. Случись это – и вся Западная Беларусь захлебнулась бы в народной крови. Польской правящей верхушке нужен был бы только повод, повод для уже неприкрытого геноцида мирного населения.
Невольно возникает аналогия с днем сегодняшним. Польское правительство само твердо уверовало в то, что со стороны Беларуси в отношении Польши существует «страшная» военная угроза, и нужен только повод, чтобы, размахивая этим «поводом», двинуть свои и натовские войска на Восток. Вот почему так и не был сбит польский нахал-вертолетчик, который явно «не заметил» линию Государственной границы Республики Беларусь, а как же сильно ожидали реакцию сил ПВО Беларуси в высоких польских кабинетах! Не дождались…, наверное, обиделись…
Но давайте вернемся к основной теме статьи. Чтобы явить всему миру, что белорусы «осознали» свою «польскость», власти проводят переписи населения – и, о чудо! Процент белорусов в результатах переписи 1920 г., 1921 г., и 1931 г. снижался просто стремительно!
К результатам этих переписей надо относиться скептически. Их, с одной стороны, нередко фальсифицировали. С другой — в атмосфере того времени многим людям, чтобы жить спокойно или продвигаться по служебной лестнице, выгоднее было записать себя поляком, чем представителем другой национальности. Например, перепись 1919-1920 годов была фальшивкой от начала до конца. Ее затеяли с одной целью — доказать польский характер территорий, которые Польша захватила на востоке и которые не хотела отдавать. Во время переписи 1921 года руководству восточных воеводств предписывалось по максимуму записывать не белорусами или украинцами, а местными, «тутэйшымі», которые не имеют выраженной национальности, но по своей внутренней сути они – якобы, поляки, только им надо сказать об этом и воспитать их в польском духе. При переписи 1931 года доходило до абсурда: даже еврейских раввинов записывали поляками! Уже тогда польские власти показали себя виртуозами фальсификаций и подтасовок, а уж какие «чудеса» может явить предстоящая электоральная кампания в нынешней Польше – даже и представить трудно. Не зря, видимо, сегодня Германия усиливает меры безопасности на границе с Польшей и Чехией…
Имели место проявления и духовного геноцида. В одной из своих статей я уже рассказывал о высоком подвиге служения протоиерея православного храма в Мире В. Свирского, который неоднократно подвергался репрессиям за то, что не отрекся от русского языка и буквально отстоял православную веру. А как вам такой факт, когда польские власти издали и распространяли православный молитвенник… на польском (!) языке?
Православным белорусам часто приходилось слышать: «Jak pan bedzie katolikiem, to pan bedzie miec prace» — «Если будешь католиком, то будешь иметь и работу».
Конечно, сюда же следует добавить и то, что со второй половины 1930-х годов (обратите внимание на даты высказываний политиков в начале статьи) резко усиливается политическое давление на все партии и организации, которые не поддерживают правительственный режим и пытаются хоть как-то бороться за права белорусов. Их просто стали запрещать со всеми вытекающими из этого последствиями.
И снова сослагательное наклонение. А что вообще было бы с жителями Западной Беларуси, если бы не наступило 17 сентября 1939 года? Ведь пройдет совсем немного времени и точно такую же попытку повторит германский фашизм, но уже в несоизмеримо крупном по своей бесчеловечности масштабе. А что было бы с белорусами, не начнись операция «Багратион», берлинская наступательная операция? Да просто не было бы нас, белорусов, и памяти бы о нас не осталось. И в 1939, и в 1944 годах мы получили свое право жить и «людзьмi звацца» из рук солдат Советской Армии. А вот полякам приказали «добрые дяди» забыть, кто их от фашистского ярма освободил. Тех, кто помнил об этом, уже практически не осталось, следующие поколения прошли соответствующую «обработку» по американским методичкам и утратили способность самостоятельно мыслить. Я ни в коей мере не собираюсь огульно оскорблять весь польский народ и по-прежнему верю в его здравомыслие и мудрость. Впрочем, когда-нибудь история все расставит по своим местам, и «да воздастся каждому по делам его». И за снесенные памятники павшим советским воинам тоже.
Я полностью разделяю мнение о том, что День 17 сентября 1939 года можно смело ставить в один ряд с Днем Независимости и Днем Победы. И хватит уже оглядываться на Запад и прислушиваться к всякого рода «мнениям мировых политиков» так называемых. Нас им никогда не понять! Они не способны признать наше право самим решать свою судьбу и строить свое будущее.
Какой урок нам дает этот день? Внимательно вчитаться в слова Государственного гимна. Сохранить сплоченность всего народа и единство страны! Территориальное, духовное, идейное. И чтобы осмыслить и понять эту необходимость, наверно, стоит спросить об этих вещах у народа Украины, да и не только у них, ведь все познается в сравнении.
Валерий БРАНТ, старший хранитель фондов музея ГУО «Средняя школа г.п. Мир им. А.И. Сташевской»
Фото из открытых интернет-источников