Кореличчанка Людмила Полуян: «В 1943 году фашисты расстреляли семью моего дедушки»
Работа по выявлению и фиксации новых фактов геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны продолжается. Такая задача поставлена Президентом. Ведь белорусы до сих пор оплакивают своих родных и близких, которые погибли от рук нацистских палачей. Среди них – 71-летняя жительница Кореличей Людмила Владимировна Полуян (на фото). 14 июня 1943 года в деревне Броносово Турецкого сельсовета были расстреляны ее прабабушка София, дедушка Александр с бабушкой Натальей, его родной брат Иосиф с женой Станиславой.
Людмила Владимировна не сразу согласилась встретиться: тяжело вспоминать о гибели родных даже через столько лет, но, подумав, согласилась: «Мой двоюродный брат Александр, который живет в Бресте, весной этого года написал заявление в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь с просьбой заняться расследованием уголовного дела по факту гибели наших родственников от рук фашистов. Вдруг мой рассказ поможет продвижению дела, может, найдутся те, кто что-то знает об этой трагедии».
Для жителей деревни Броносово Турецкого сельсовета известие о начале войны стало таким же страшным ударом, как и для каждого белоруса. Надежды на мирную жизнь с ее многовековым укладом рухнули в одночасье. Немцы принесли новый порядок, который устанавливали кровью мирных граждан. Вот что писал в своем дневнике немецкий солдат Эмиль Гольц о первых днях нахождения на белорусской земле: «28 июня. На рассвете мы проехали Барановичи. Город разгромлен. Но еще не все сделано. По дороге от Мира до Столбцов мы разговаривали с населением языком пулеметов. Крики, стоны, кровь, слезы и много трупов. Никакого сострадания мы не ощущали. В каждом местечке, в каждой деревне у меня чешутся руки. Хочется пострелять из пистолета по толпе. Надеюсь, что скоро сюда придут отряды СС и сделают то, что не успели сделать мы» (книга «Память. Кореличский район». Минск, 2000 г.)
— Фамилия моих родных – Бурак, все они жили в деревне Броносово, — вспоминает Людмила Владимировна. – Прабабушка София, трое ее сыновей: Иван, Александр с женой Натальей (мои дедушка с бабушкой), Иосиф с женой Станиславой. В 1942 году, когда стало активно развиваться партизанское движение, в отряд к народным мстителям ушел один из братьев Иван. Буквально через несколько месяцев его расстреляли каратели. Видимо, тогда семья Бурак и попала в список «неблагонадежных». Как только по деревне проходил слух, что идет карательный отряд, все они прятались, дрожа за жизнь своих детей. Но 14 июня 1943 года, через 2 года после начала войны, жизнь старшего поколения семьи Бурак оборвалась в одночасье. Когда всех пятерых вели за деревню на расстрел, только одна мысль их согревала: «Главное, что детишки сейчас в безопасности, главное, что они будут жить». Но один из сыновей Александр все же решился на побег. Увидев невдалеке высокие заросли конопли, он бросился бежать. Но ему наперерез верхом на лошади помчался из чьего-то двора один из карателей. Через несколько мгновений Александра убили на глазах у матери, брата и жены. Затем их всех вывели за деревню и расстреляли. Несколько дней нелюди не позволяли сельчанам хоронить убитых земляков. Однажды ночью люди запрягли лошадей, положили убитых на подводы и похоронили в общей могиле.
Уже после войны, в 50-х годах, Людмила Владимировна и ее двоюродный брат Александр Леонидович на деревенском кладбище установили скромный памятник, на котором начертана надпись: «Бурак София, Александр, Наталья, Иосиф, Станислава, Иван. Семья из д. Броносово, расстрелянная фашистами 14 июня 1943 г. Вечная память».
… Людмила Владимировна держит в руках книгу «Память. Кореличский район». На странице 417 всегда лежит закладка. Здесь начертаны имена ее погибших родных. Это единственное, что у нее от них осталось. И еще память, которой не будет забвенья.
Инна ЛЕЙКО
Фото предоставлено Кореличской районной библиотекой, Кореличским районным отделом Следственного комитета и из открытых интернет-источников