16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности
Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Уровень толерантности к особым детям – индикатор цивилизованности и общей культуры общества.
Поэтому каждому стоит задать себе вопрос: что я чувствую, когда слышу об особенных детях или вижу их? Сочувствие, жалость, отвращение, желание помочь? Что я думаю по поводу совместного обучения в школах, детских садах, университетах особенных детей со всеми остальными? Если эти мысли мне не приятны, то почему?
Главная проблема особого ребенка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
А также проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР.
Рецепт толерантного отношения к особым детям прост. С ними посторонним стоит вести себя так, как с любым другим ребенком. Многие дети с инвалидностью начинают чувствовать себя неполноценными только тогда, когда общество укажет им на это.
Что важно в общении с такими детьми:
— уважайте личные границы, не рассматривайте слишком пристально, не шепчитесь и не обсуждайте;
— не задавайте некорректных вопросов типа «А что с ним?». Диагноз – это то, что касается только его близких и врача;
— не давайте непрошеные советы родителям особенного ребенка;
— не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии «А он хочет играть?». Спросите у самого ребенка;
— не пытайтесь выделять его чрезмерной похвалой за банальные вещи, за которые не стали бы хвалить обычного ребенка;
— предлагайте помощь, когда она действительно нужна. Родители особенных детей нередко оказываются в неловких ситуациях, когда помощь не нужна, но ее навязывают.
Наталья ПИЛЬКО, педагог социальный ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»