«В прорубь – с молитвой и верой». В чем истинный смысл христианского праздника Крещения

«В прорубь – с молитвой и верой». В чем истинный смысл христианского праздника Крещения

19 января православные христиане отпразднуют Крещение Господне.

В храмах будут служить Божественную литургию, совершат чин освящения воды накануне праздника и непосредственно 19 января. По традиции во всех районах области будут оборудованы купели: окунуться в ледяную воду смогут все желающие.

Традиции праздника нам знакомы. Как их соблюсти, чтобы они не были лишь внешней атрибутикой, а наполнились глубоким истинно христианским смыслом, мы поговорили с пресс-секретарем Гродненской епархии Белорусской православной церкви иереем Игорем ДАНИЛЬЧИКОМ.

КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА – НЕ ЦЕРКОВНОЕ ЛЕКАРСТВО

– Крещение Господне – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан, которое совершил пророк Иоанн Предтеча. В момент Крещения Господа произошло событие Богоявления, то есть явления всей Пресвятой Троицы: Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», – рассказывает и цитирует Евангелие от Матфея иерей Игорь Данильчик.

Именно в праздник Крещения особенно важно принять Великую агиасму – воду, освященную чином Великого освящения. Ведь это таинство совершается лишь дважды в год: в Крещенский сочельник, то есть 18 января, и 19 января – в сам праздник Крещения Господня. Принято набирать освященную воду с собой, окроплять ею дома. Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится длительное время и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Однако не стоит относиться к ней как к лекарству.

– Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать <…> не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу. Нельзя считать, что автоматическое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде, – отмечает иерей Игорь Данильчик.

Что касается поста, то в сам праздник его нет. А вот в Крещенский сочельник, то есть день накануне праздника, согласно церковному уставу, верующие соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня – сочиво, или коливо, которое готовят из вареной крупы (например, пшеницы или риса), меда, орехов и сухофруктов.

cbba91d8b3c91ca16d5002c443b6e147.jpg

В ПРОРУБЬ – С ВЕРОЙ И МОЛИТВОЙ

Без веры и молитвы не принесет пользы и окунание в купель: само по себе купание не очистит автоматически от грехов.

– Практика массового погружения в прорубь и купания в ледяной воде в праздник Крещения Господня возникла в начале 90-х годов ХХ века, когда после долгих запретов возрос интерес к жизни Церкви, а участие в церковных Таинствах и обрядах для некоторых стало просто данью определенной моде, – рассказывает иерей.

Купание в проруби, так называемой иордани, в день Богоявления не является церковным Таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Потому эта традиция совершенно не обязательна для исполнения. А для людей, у которых есть ряд хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой и нервной систем, она и вовсе противопоказана. В любом случае перед окунанием в купель полезно посоветоваться с врачом.

– Следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде, – подчеркивает иерей Игорь Данильчик. – То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно, учитывая состояние своего здоровья, и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

А вот что стоит сделать в великий праздник Крещения Господня, так это посетить храм, принять участие в богослужении, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, а также принять Великую агиасму – воду, освященную чином Великого освящения.