Геннадий Шатуев на встрече с коллективом СПК «Маяк-Заполье»: «На выборах важен голос каждого»
Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса, — сказал председатель Кореличского райисполкома Геннадий Шатуев на встрече с коллективом СПК «Маяк-Заполье» в рамках единого дня информирования.
Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12 514 депутатов местных Советов депутатов.
В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.
Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18.00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.
С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.
Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).
Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны.
Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75 им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.
На избирательном участке избиратели получат:
в Минске – по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;
в областных и районных центрах – по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;
в сельской местности – по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.
С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.
С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.
Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.
Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.
Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.
Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическую состязательность, а на конфронтацию с государством.
Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантирует качество выбора. Достаточно сказать, что почти 5%
(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. – 0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием. Этот выбор всегда был очевиден.
Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.
Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство.
Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.
В Гродненской области зарегистрировано 35 кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 2132 кандидата в депутаты местных Советов депутатов.
За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля, в период предвыборной агитации.
Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе: встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;
массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;
распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.
У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступления по телевидению и радио.
Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.
В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.
В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.
Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.
Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.
Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.
В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.
На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.
По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%) и политических взглядах (29,8%).
В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.
Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на: реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.
Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.
От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.
Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.
Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.
В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.
Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.
Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.
Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.
Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.
Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.
Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.
Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.
Инна ЛЕЙКО
Фото автора