Телефонные мошенники постоянно меняют способы и тактику

В последнее время телефонные мошенники используют новые способы обмана граждан, представляясь работниками контролирующих, правоохранительных и банковских органов. Гражданам под различными предлогами (участие в оперативно-розыскных мероприятиях, обеспечение сохранности денежных средств, контроль за транзакциями с целью изобличения преступников и др.) уговаривают предоставить данные банковской карты, пароли от интернет-банкинга и SMS-сообщений, оформить на свое имя кредиты, произвести установку программного обеспечения, а также перевести деньги на «безопасный» счет или карту.

Для подтверждения своих слов телефонные мошенники могут присылать через мессенджеры фотографии фальшивых служебных удостоверений, осуществлять «видеозвонки» якобы из служебных кабинетов, демонстрировать иные сфабрикованные свидетельства своей причастности к государственной службе. Также гражданам могут высылаться подложные бланки подписок о неразглашении полученной от мошенников информации, письма с логотипом банковских учреждений о том, что на их имя оформили кредит либо происходят какие-либо незаконные операции с лицевым счетом. Делается это для того, чтобы придать вид законной деятельности.

Обычно мошенники сообщают, что неизвестные воспользовались личными данными и подали заявку на оформление кредита на крупную сумму. В других ситуациях обыгрывается история о несанкционированном доступе к счету потерпевшего.

Чтобы якобы помешать мошенникам и вывести их на чистую воду, гражданина просят взять заем на такую же сумму и перевести на «сохранный счет». В случае отказа придется выплачивать чужой кредит. При этом акцент делается на конфиденциальности, требуют не связываться с банками и ничего не уточнять.

Работа мошенников во многом завязана на психологии. Различные речевые уловки идут в ход, чтобы усыпить бдительность жертвы и управлять ее действиями. В сутки мошенники обзванивают до 50 граждан, избирают разные стратегии воздействия. Это могут быть попытки играть на эффекте внезапности, на чувстве опасности, некоторые могут даже угрожать. Пользователи, в силу свойств нормальной обывательской психологии, чаще всего оказываются готовы слушать тех, кто предлагает им обезопаситься и защитить свои счета. На этом и строят свои схемы телефонные мошенники. Для них важно, чтобы жертва была дезориентирована и как можно менее внимательна — поэтому грабители, как правило, настойчивы и терпеливы. Способов обмануть пользователя немало — начиная от поставленной речи и заканчивая подменой телефонных номеров на официальные номера сотрудников организации, от имени которой звонят.

Александр Ульянко, старший инспектор профилактики ОВД Кореличского райисполкома