21 марта — Всемирный день людей с синдромом Дауна. Как воспитывать «солнечного» ребенка
Рождение детей с синдромом Дауна не такая уж редкость. Раньше им приписывали полную недееспособность – неспособность обслуживать себя самостоятельно, учиться.
Теперь развитие такого ребенка дает очень положительные результаты – тут соглашаются врачи, педагоги и психологи. Их называют «солнечными» детьми, ведь у этих малышей почти всегда хорошее настроение и улыбка на лице. Ребенка с синдромом Дауна сразу заметишь в толпе сверстников.
Для того чтобы такой ребенок стал частью общества, потребуется больше внимания, заботы, усердия, а также особые условия для обучения. Развитие таких детей проходит дольше, но они способны на многое.
В нашем государстве большое внимание уделяется вопросу инклюзии детей с особенностями. Сегодня ребенка с синдромом Дауна можно отдать в обычный детский садик. Это позитивная практика, ведь там им придется научится следовать установленным правилам поведения.
Если ребенку очень тяжело в садике, его можно перевести в специализированное учреждение. Это тоже обычный садик, просто все детки в нем «особенные». Там тоже есть возможность общаться, дружить, заниматься с воспитателем. Для таких детей очень важно именно находиться в обществе других детей. Так у ребенка появляются примеры для подражания. Он копирует поведение других во время игр, быстрее и лучше разговаривает. Учиться бывает тяжело из-за особенностей психики, но дети все трудности переносят с обычной улыбкой на лице. Низкий уровень развития мелкой моторики может сильно осложнить ситуацию. Особенности развития мелкой моторики могут создавать трудности с письмом, рисованием, умением играть, заниматься обычными делами. Также трудности с концентрацией внимания, небольшой объем кратковременной памяти часто усложняют обучение. Ребенку приходится учиться в несколько раз усерднее, чтобы не отставать от остальных. Проходит время – они учатся учиться. С поддержкой учителя, родителей и класса ребенок постигает даже сложные предметы. Как ни странно, таких детей привлекает математика. У «солнечного» ребенка хорошая мотивация, сосредоточенность на предмете.
Он посещает занятия, занимается физкультурой, у него есть свое хобби. Если родители прикладывают достаточно усилий, то у такого ребенка есть интересы, потребность в новых знаниях и впечатлениях. Развитие идет, пусть и по своему графику.
Такой ребенок может закончить профессиональное училище, получить специальность. Обычно, в общении проблем нет, даже наоборот — эти ребята стремятся завязать дружбу со всеми подряд.
Развитие такого ребенка проходит по иному пути, и от родителей зависит, будет ли он счастлив и принят обществом.
Маленький человечек, подросток, взрослый человек с синдромом Дауна вполне может вести обычную социальную жизнь. Еще важно научить детей жить в обществе, а не прятаться дома всю жизнь. Нужно показывать им правила ухода за собой, законы общения, дружбы, только запастись терпением.
Если родители уделяли достаточно внимания его развитию, образованию и социализации, он вполне может вести жизнь обычного человека.
Жизнь человека с синдромом Дауна может быть очень трагичной и сложной, если в детстве и после оставить его без должного внимания, образования, любви. Или же, наоборот, она может быть полна радости. Выбор здесь делает общество, и в первую очередь — родители.
Татьяна ГУК, воспитатель ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Кореличского района»