Народ выбрал сильного лидера. Чего достигла Беларусь за 30 лет президентства Александра Лукашенко

Избиратели Тишовского избирательного участка № 51 Могилевского р-на идут на второй тур выборов президента Республики Беларусь

СКАЗАНО

­Президент Беларуси

Александр ­Лукашенко:

— Не дай бог вам, получив от кого-то все, что вы хотели, потом не оправдать это доверие. Тяжелейшее для человека. И когда меня недавно спросил журналист из России, что самое трудное, я ему сказал: оправдать доверие людей. Казалось, за три десятка лет пора уже и как-то закостенеть, успокоиться. Но ничего подобного. И это все отсюда, от этой земли: ценить людей, дарить им счастье, делать все для того, чтобы они о тебе просто плохо не думали.

Во время выступления на республиканском празднике «Купалье» («Александрия собирает друзей»), 6 июля 2024 года.

Знаковая дата в истории нашей страны. 10 июля 1994 года Беларусь определилась, какой ей быть на долгие годы вперед. В этот день состоялся второй тур первых президентских выборов, завершившийся убедительной победой Александра ­­Лукашенко. Голоса за него отдали 80,3 процента проголосовавших. Анализируем, чего достигло наше государство за 30 лет института президентства и что позволило Александру ­­Лукашенко оставаться поистине всенародным и национально ориентированным лидером.

«Он был из народа»

Сомнений в том, что именно исход президентских выборов 30 летней давности и предопределил дальнейшую судьбу Беларуси, ее становление как суверенного и независимого государства, отодвинул страну от пропасти, пожалуй, уже нет ни у кого. Большое видится на расстоянии. Это сегодня мы говорим о развитии страны, о сохранении мира. Тогда же речь шла о том, как накормить людей и как жить дальше. Существовал запрос на сильного лидера. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Олег Гайдукевич проводит показательную параллель: обращает внимание на то, какой Беларусь видит современное поколение.

— Наша молодежь родилась в независимой и суверенной стране, и многим из них кажется, что так было всегда, — отмечает парламентарий. — Хотя что такое Беларусь в 1994 году? Экономика развалена полностью. Позиции националистов сильны даже в вертикали власти. Они, считайте, были такие же, как в свое время у украинских «Правого сектора», «Азова». В эти националистические организации огромные деньги вкидывает Запад. Имеется разлад во власти, нет никакой централизации, все распродается, даже целые воинские части, танки, самолеты. Если не распродается, то воруется. Коррупция, преступность, нищета, у людей нет денег, питания, элементарных вещей. Главное, развалена вертикаль власти. Нет той централизации, которая должна быть.

На этом фоне в серьезнейшей борьбе с националистами и побеждает Александр ­­Лукашенко. Он слышал народ, он видел, что происходит со страной. Он говорил вещи, которые люди хотели слышать: союз с Россией, восстановление власти, борьба с преступностью, коррупцией. Простые и понятные вещи! И главное, он был из народа. За ним не было никого, кроме людей. 

Никаких партий, властных структур, общественных организаций! В этом была его сила. Он пришел — а за ним только народ. Только он поддержал его в 1994 году. Он всегда и подчеркивал, что он — с народом.

Говорить о том, что Александр ­­Лукашенко спас Беларусь, можно не только исходя из событий 1994 года, добавляет Олег Гайдукевич:

— Сколько существует Беларусь, столько нас пытаются уничтожить, развалить, оторвать от России. Александр ­­Лукашенко возглавил государство в тяжелейшие годы. У него был лозунг, который актуален до сих пор: отвести страну от пропасти, в которую нас все время хотят затолкать. Он ее оттуда и отвел, и много раз оттуда отводил.

По сути нас спасло то, что ­­Президентом мы избрали патриота, адекватного человека. И еще один вывод: а не было бы у нас народо­властия, так и никто бы не спас. На самом деле Беларусь в 1994 году спас именно белорусский народ, избрав человека, который сделал все, чтобы мы жили в суверенной и независимой стране.

Достояние Беларуси: мир и спокойствие

Для молодой независимой страны механизм функционирования института президентства в 1994 году был запущен впервые. Все приходилось осваивать и настраивать буквально с колес. Новым для Главы государства было все: не только успехи, но и проблемы. Только вот проблем, подчеркивает эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко, молодому ­­Президенту в наследство досталось гораздо больше. Многие рубежи, констатирует он, приходилось не просто преодолевать — брать штурмом:

— Первый из них — преступность. В 90-х она была сродни пандемии. Криминал буквально рвал на куски бывшие ресурсы СССР. И Беларусь тоже не была исключением. Повальный рэкет, преступные группировки, бандиты, авторитеты и смотрящие сменили во власти бывшее политбюро. Даже по дорогам без риска быть ограбленным нельзя было проехать. Только воля и жесткость первого ­­Президента позволили выиграть эту битву с уголовным беспределом. Беларусь удалось декриминализировать, и она стала островком безопасности во всем регионе. Здесь даже воровские сходки боялись проводить. Следующим уровнем стала жесткая борьба с коррупцией. Это наш ­­Президент объявил, что неприкасаемых нет. И здесь так же, как и во всем: сказано — сделано. Коррупцию реально прижали до уровня плинтуса. На старте президентства очень остро стоял вопрос системы национальной безопасности. Ведь Республика Беларусь со многими важными задачами самостоятельно никогда не сталкивалась. Начиная от границы, заканчивая силами специальных операций. Эти проблемы тоже были решены в полном объеме.

Наша система органов обеспечения национальной безопасности теперь соответствует всем критериям и требованиям современного дня. Наша армия и в статусе, и в мировых рейтингах. Она вооружена и обучена по последнему слову. Люди в погонах в почете. Защищать Родину — это участь самых достойных и преданных своему народу граждан. Уровень белорусского ВПК сегодня в диапазоне от патронов до ракет. Страна вернула себе законный статус ядерной и атомной державы. Мы опять летаем в космос, и наши спутники развернуты на орбите.

Теперь мир и спокойствие в нашем доме, подчеркивает Александр Тищенко, — это наше достояние. Беларусь стараниями ­­Президента Александра ­­Лукашенко подняла уровень не только в военной сфере, говорит он:

— Страна решила раз и навсегда тему продовольственной безопасности. Уровень сельского хозяйства и промышленности поднят до максимальной локации производства. Мы вышли на полное самообеспечение по самым важным направлениям. У нас практически все свое. Наши традиционные бренды — гордость машиностроения и электроники. Они популярны в мире, и даже в новых секторах экономики мы уже даем фору многим конкурентам за рубежом. У нас сохранили науку, высшее и профессиональное образование. В нашей стране здравоохранение, демографическая и природоохранная безопасность также в особом приоритете. Все это и даже еще больше — плоды президентской политики, дальновидность Главы государства, его упорство.

Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что белорусский опыт института президентства оказался удачным и эффективным, потому что он не просто совпадает с выбором белорусского народа — он идет от него самого.

Сплотиться вокруг лидера

Интересы государства и народа, и это подчеркивают многие эксперты, для Александра ­­Лукашенко действительно на первом месте, чего не скажешь о многих прозападных лидерах, которые давно уже продали свой суверенитет в угоду «вашингтоно-лондонскому гегемону». Об Александре ­­Лукашенко говорят как о политике, который выступает за то, чтобы нам никто не указывал, как нам жить и развиваться. Как о ­­Президенте, который действительно отвечает за свои слова, а не бросает их на ветер.

— Дело в личности нашего ­­Президента Александра Григорьевича ­­Лукашенко, — считает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Вячеслав Данилович. — Дело в том, что для него народ и государство — это не пустой звук, они всегда на первом месте, и люди это чувствуют.

Всегда чувствуется, когда политик говорит то, что для него важно. Не просто, чтобы сказать, а когда это идет от души. Величайшая заслуга Александра Григорьевича в том, что он стал действительно народным лидером. Его невозможно сломить, он до последнего будет отстаивать интересы страны. Еще одно достижение нашего ­­Президента заключается в том, что Александр ­­Лукашенко сумел сплотить подавляющее большинство белорусов.

Он сумел мобилизовать нас на то, чтобы мы сообща выстроили суверенную и мирную Республику Беларусь и сейчас спокойно шли по пути созидания и прогресса. Как историк я не могу не отметить, что в нашей истории (а Беларусь — это геополитический перекресток) было много войн и военных конфликтов и в течение 80 лет после окончания Великой Отечественной войны мы не утратили этот мир. Во многом благодаря нашему ­­Президенту. Потому что даже после развала Советского Союза нам удалось избежать кровопролития. Александр ­­Лукашенко взял курс на созидательную работу в интересах подавляющего большинства белорусов. И этот курс оправдал себя в полной мере.

Международная миссия страны

Есть еще одна важная деталь удачного белорусского опыта. Мы создали и сохранили союз с Россией, укрепили нашу дружбу и уверенно движемся вперед — в будущее. Нас принимают Восток и Глобальный Юг. Мы вступили в Шанхайскую организацию сотрудничества. Историческое для Беларуси событие! Мало того, пока Запад развязывает войны в угоду транснациональным корпорациям, Беларусь вовсю транслирует всей планете свою миролюбивую позицию, является инициатором многих мирных инициатив. Вспомнить хотя бы Минские соглашения, идею «Хельсинки-2» или же Хартии многополярности и многообразия XXI века… Политолог Пётр Петровский, говоря о выборе белорусского народа, кроме того, особо отмечает: выбрав в 1994 м Главой государства Александра ­­Лукашенко, белорусы по сути не дали возможности прозападным силам уничтожить то, что мы долгое время строили в советские годы. Страны Балтии — отличный пример тому, что могло бы произойти с Беларусью, случись тогда по-другому.

— Более того, это все мы еще и развиваем, — анализирует Пётр Петровский.

— Иностранцы после гражданской части парада в ознаменование Дня Независимости и 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков высказывались про белорусскую идентичность. Она в их глазах технологичная, индустриальная, несущая прогресс. Белорусский мир для них там, где ездят БЕЛАЗы, наши тракторы, где мы строим агрогородки, организовываем совместное производство.

Мы несем свет, развитие, мы поднимаем народы, которые оказались в колониальной зависимости от Запада. Мы их освобождаем и даем им инструменты, чтобы они себя накормили, напоили, обули. Не только белорусы, как говорил Янка Купала, должны людьми зваться, но и народы Зимбабве, Экваториальной Гвинеи. Это наша определенная международная миссия.

И мы это демонстрируем. Подчеркиваем мы и свою миролюбивую позицию: Беларусь не хочет и не собирается воевать, но если кто-то только ступит на нашу землю, то будет соответствующий ответ. Почему на военной части парада ехали «Искандеры», которые имеют возможность нести ядерное оружие? Как только мы продемонстрировали, что готовы и способны ответить на агрессию, наши соседи сразу же немножко успокоились. Это называется военной дипломатией, и она сработала, остудила горячие головы. И это тоже можно назвать диалогом. Такой диалог — заслуга прежде всего нашего ­­Президента, нашей страны. Войну легко развязать, а вот закончить — мы это видим по Украине — ой как тяжело.

Философ, политолог и публицист Алексей Дзермант отдельный акцент делает на сотрудничестве Беларуси и Китая, на доверительных отношениях между двумя странами. Отмечает: еще в начале своего президентства Александр ­­Лукашенко разглядел в КНР лидера будущего мира.

— Тогда это еще не было мейнстримом. Причем наш ­­Президент не только разглядел, но и дал установку белорусскому государству последовательно развивать отношения, которые сегодня вылились в такое вот тесное и всепогодное железное партнерство и железное братство. Этот статус, надо сказать, для китайцев действительно важен, и это нужно ценить. То есть воля нашего лидера, его понимание международной обстановки на перспективу позволили сделать ставку и постепенно прийти к определенному результату.

Кроме того, Китай — это не просто обычное государство, а древнейшая цивилизация, огромная держава, которой управляет Коммунистическая партия (в ней насчитывается почти 100 миллионов человек). Все смыслы и символы, связанные с «красной идеей», для них не просто история. Это то, что помогло Китаю создать современное государство, освободиться от колониальной зависимости и сделать колоссальный рывок в развитии. На постсоветском пространстве именно мы, как никто другой, сохранили преемственность Советского Союза, на идейном и символическом уровне не проводили декоммунизацию. А учитывая нашу социально-экономическую модель, социальную ориентированность государства, именно мы в наибольшей степени являемся наследниками этого проекта. Видя это, китайцы понимают: а ближе-то никого и нет. Поэтому даже при разнице потенциалов полуторамиллиардного Китая и девятимиллионной Беларуси этот символический идейный пласт вместе с волей лидеров стократно увеличивает общую химию взаимного притяжения наших стран.

На избирательном участке дер. Вейно Могилёвского района во время выборов президента Республики Беларусь

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Роман Внучко, депутат Верховного Совета Белорусской ССР 12-го созыва (1990 — 1995 гг.), в 1995 — 2000 гг. — работник банковских и финансовых организаций, с 2000 по 2003 год — помощник ­­Президента, главный инспектор по Витебской области:

— Когда мы приняли Декларацию о независимости, была эйфория. Но этот документ не давал ответа на главный вопрос: мы не знали, к чему придем. В стране начался хаос, причем серьезный. Во-первых, мы лишились, по сути, половины законодательной базы, которая действовала до того, особенно касательно налогов, бюджета, денег, финансов. Целый ряд экономических законов, действовавших в СССР, утратил силу с принятием Декларации о независимости. А во-вторых, и это самое главное, у нас не оказалось лидера в стране. Да, были Совет Министров, его председатель, но это была гвардия, работавшая в условиях СССР, когда руководящий центр направлял, указывал и помогал. Кроме того, еще при Горбачёве случилось страшное событие: руководителей предприятий, организаций, колхозов и совхозов начали избирать на общих собраниях. И, как правило, сильных, мудрых и лучших руководителей тем самым лишили мест… Стране нужен был национальный лидер. Неудивительно, что Верховный Совет при всем его разнообразии, при наличии множества политических взглядов решил избрать ­­Президента страны, дав ему полномочия, чтобы он смог навести порядок.

Тогда кандидатами в ­­Президенты были шесть человек, и победа Александра ­­Лукашенко не всем оказалась по нраву: править хотели многие. Но выборы были поистине демократичными, никто вмешаться извне и повлиять на ход голосования не смог. И народ свое решение принял. На мой взгляд, совершенно правильное. Народ поверил одному. С тех пор у нас есть управление и порядок — и это самое главное.

 Георгий Гриц, экономист:

— В нулевые годы Беларусь первой из стран СНГ продемонстрировала рост стабильной экономики. Напомню, после развала ­СССР спад ВВП произошел на 48 процентов — это фактически вдвое больше, чем после Великой Отечественной войны, и втрое больше, чем американская Великая депрессия. Тем не менее с 1998 по 2005 год ВВП увеличился с 15 до 30 миллиардов долларов.

За следующие три года он вновь возрос вдвое! Подобных случаев в мире можно сосчитать на пальцах, а с индустриальной открытой экономикой такое было впервые. В 2011 м ВВП по отношению к 1991 году увеличился на 191,7 процента, промышленность обеспечила рост в 149 процентов, сельское хозяйство — 23 процента, розничный товарооборот — 498,7 процента. То есть темпы роста, которые за это десятилетие обеспечила белорусская экономика, составили, по данным МВФ, 7,4 процента ежегодно за десятилетие. Беларусь фактически вошла в топ-10 стран по темпам роста экономики.