«Здравствуйте, дорогие жена и дети! Скоро выедем на фронт…» Читаем фронтовые письма уроженцев Кореличского района
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — летопись пережитого бойцами в окопах и на полях сражений, книга их трепетных чувств к родным, с которыми надолго разлучило лихолетье. Письма, свернутые треугольником, приходили по торопливо набросанным карандашами адресам. В каждом доме их с нетерпением ждали. На листах пожелтевшей со временем бумаги — своя история. Их разворачивали с волнением и трепетом. Глаза родных искали строчку о том, что солдат жив-здоров, скоро вернется домой. Письма с фронта и сейчас хранятся у многих потомков героев войны. Как реликвии и свидетельства подвига.
Проект Кореличской районной газеты «Полымя» «Связь поколений — история в письмах» дает возможность увидеть повседневную жизнь разных людей через послания, которые они отправляли любимым и близким во время войны.
Если в вашей семье тоже хранятся фронтовые письма, вы можете поддержать проект «Связь поколений — история в письмах» и поделиться ими с общественностью. Для этого пришлите ксерокопию послания на наш почтовый адрес: 231430 Гродненская обл., г.п. Кореличи, пл. 17 Сентября, 7 или фотографию письма на адрес электронной почты redakcia@polymia.by.
Василий Радюк пишет своей семье в д. Адамово:
Письмо 2.ІІІ.45 года
«Здравствуй дорогая жена и дети. Впервых славах моего письма спешу повьедомиць, што я жив и здоров чего и вам желаю.
Я нахожусь сьейчас у Венгрии. У скорум часье выедям на фронт. Хацев бы получить хоць адно письмо и узнаць як вы жыветье и як здарове твое, дьецьей и таксама тваих бацьков и сястры Марусьи, где находьица Коля и як жывуць луцкия: твая матьи, кресная Марусья и Марусин бацька. И ещо напишаш ци вдома Амелько и хто яшче з дваровых и перадаш прывет Вацю Камаровскаму и як яго здаровье. Мы пока вмесцье са своими хлопцами: з Шураю Цыпрусьовым, Валодьикам Зининым, з Гельикам Михаловым ну и з Валодьикам Шыраном. Часто бачу кума сваего. Аставил ешчо в Астрагорску. Сейчас не знаю гдзе ён и перадасьи дзядзьку Ивану Радьюку, што я прашу, кали будзе вазможнасць и есць у тьебе кабыла, то нехай робить землю табье и сваю. Кали буду жив, то я яму адблагатвару.
Канчаю письмо, с тым досьвиданье. Привет тьибе и дьецьям и таксама всьем радным и знакомым. Чекаю атвета як ластавка льета».
Павел Крапивницкий пишет родителям и своей семье в д. Луки:
Письмо 26 сентября 1944 года
«Здравствуйте мои милые родители, отец и мать, жена и милые детки, сестры и все племянники. Шлю вам горячий привет и желаю вам всего хорошего. Дорогие мои не аценные, что-то я шлю много писем, но атвета нет. Очень я безпокоюсь а вас, если возможно, то дайте атвет чем поскорей. Я нахожусь в госпитале, раны мои уже заживают, уже пишу правой рукой. Ранен я был 19 августа. На правой руке указательный палец не работает, напишите как вы убрали все с поля.
Дорогая жена, гледи за Людкай и Манькай. Подходит зима, чтобы они были одеты и абуты. Затем целую, досвидание.
Крапивницкий Павел Михайлович. Целую и еще раз целую».
3 октября 1944 года
«Здравстуйте дорогие и незабытые родители, атец и родимая мать, и все сестры, и тебя, Анютка, благадарю за твой привет, за твое сердечное письмо очень. Я с восторгом и внимательно читал ваши письма, которые я получил 3 октября, и читаючи ваши письма я выронил горячую слезу от радости и от печали. Дорогая кормилица мать и атец, успомнив я все от пяти лет своего возраста и благодарю за все, пока что я жив и выздоравливаю. Прошу, дорогие, молитесь безустанно, за тем целую всех, целую, досвидание.
Павел Михайлович, я выслав два письмы Лиде и вам. Почитайте все, собравшись в кружок, мое письмо».
18.ІІ.1945 года
«Здравствуйте дорогая семья. Беседую письменно с вами. Пока что я жив и здоров, хоть несовсем. Дорогие мои и неоценные, прошу вас, дорогой атец и родная мать, не унывать. Если мне пожить то поживем, а если нет, то нет. Прошу вас горячим сердцем в крайнем случаи смотрите и моих детей не обижайте их в дальнейшем будущем.
Пока, живитье здоровы, кланяюсь атцу и матери, сестрам и всем и всем. Целую-целую, досвидание.
«Здравствуй Лида и маленькие деточки Людка и Манечка. В ноч на 18 февраля я ласкал во сне крепко свое дитя, Марию. Я крепко целовал и не мог от себя оторвать ее децких бельеньких ручек. Ано менья обжигало горячим поцелуем, децким поцелуем, как будто что чувствует впереди. Деточки, милые, бутьте покорны и послушны, слушайте дедушку и бабушку. Смотрицье их как своих глаз и они вас необидят. Слушайте маму, как можно слушайтье. Не скучай, дорогая Лида, пока целую горячо, целую, досвиданье».
(Орфография и пунктуация авторов сохранены)
По материалам музея Лукской СШ
Фото из открытых интернет-источников