«На поставках за рубеж мы можем хорошо заработать». Почему Лукашенко требует закладывать яблоневые сады

В августе 2022-го Президент Беларуси Александр Лукашенко во время поездки в Гродненский район посетил производственный кооператив имени Виталия Кремко. Глава государства ознакомился с развитием садоводства на предприятии и высоко оценил результаты. А после провел совещание по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией. Главный акцент: продовольствие на столах белорусов должно быть по максимуму отечественным. В этом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, во сколько обходится закладка одного гектара сада, как ученые создают новые сорта яблок и с какими рисками сталкиваются фермеры-садоводы.

Сколько нужно времени для получения нового сорта яблокВ прошлом году в Беларуси собрали около 210 тыс. т яблок. Это почти на 40 тыс. т больше, чем в 2021-м. Самой урожайной оказалась Брестская область. Часть отправили на реализацию, часть — в закрома. Осталось и на экспорт. Все это было бы невозможным без совершенствования технологий. Этим занимаются в Институте плодоводства. Ученые уверяют: в садоводстве нужно думать на несколько десятилетий вперед. Иначе из нового сорта не получить максимум урожая.

«Для того, чтобы получить сорт, уходит до 15 лет. Как повезет. Потом нужно отработать технологию под этот сорт. На уровне элитного гибрида эти сорта нужно высаживать в производственно-экспериментальные насаждения. Накладывать на них технологии, которые заложены в технологическом регламенте. И, возможно, отрабатывать какие-то новые элементы», — рассказал заведующий отделом хранения и переработки РУП «Институт плодоводства» Дмитрий Марцинкевич.

В институте плодоводства зимостойкие, устойчивые к болезням сорта выращивают не только ради науки. Получают и прибыль. Ученые отмечают такие сорта как «Алеся», «Весялина», «Диамант», «Белорусское сладкое», «Зорка».
«У нас имеется хранилище емкостью до 200 т. Возможно, в этом году будет введено в эксплуатацию еще более емкое хранилище. Поэтому кроме селекционных и технологических задач мы ставим целями получение урожаев, чтобы потом доводить эти плоды до потребителя. То есть кроме селекции в саду мы отрабатываем технологии хранения. Мы изучаем подходы агротехники, их влияние на сохранность плодов. И непосредственно сами технологии, чтобы продлить сроки реализации яблок», — объяснил Дмитрий Марцинкевич.
Для чего белорусские ученые отрабатывают технологии хранения яблок

Технологии хранения и возделывания яблок в секрете не держат. В Институте плодоводства этими знаниями делятся и с крупными хозяйствами, и с фермерами. Благодаря этому в Беларуси есть сельхозорганизации, которые открывают свои закрома только в апреле, когда у людей свои запасы фруктов уже закончились, а магазины готовы покупать по более высокой цене.
«Да, в конце лета яблоко стоит не много, но зимой, еще лучше весной — совершенно другая цена. Надо уметь сохранить, и вы получите 150-200% рентабельности — никакие углеводороды сегодня рядом не стояли. Зимних сортов у нас достаточно, и жители Беларуси с удовольствием купят отечественное по разумной цене. А на поставках за рубеж мы можем хорошо заработать, — внимание на это Александр Лукашенко обратил во время рабочей поездки в Гродненскую область и посещения производственного кооператива имени В.И. Кремко в августе 2022 года. — Встает вопрос: хватает ли хранилищ? Без хранилища не надо развивать садоводство. Есть хранилища — возделывай сады».

В прошлом году в хранилища было заложено 122 тыс. т плодоовощной продукции, в том числе около 25 тыс. т яблок. Почти три месяца действовало лицензирование на экспорт этих фруктов. Это позволило увеличить продажи отечественных яблок на рынке более чем на 19%.

Какие сорта яблок пользуются популярностью у белорусов

Несмотря на то, что несколько лет назад чаша весов качнулась в сторону зарубежной селекции, свою нишу в нашей стране начали занимать такие сорта, как «Чемпион», «Лигал», «Ханни Крисп».

«Эти сорта достаточно вкусные, сладкие. Но у нас и за рубежом селекционные процессы изначально отличались своими целями и задачами. Белорусская селекция направлена на устойчивость и зимостойкость, а в случае с зарубежной критерием отбора были вкусовые качества», — отметил Дмитрий Марцинкевич.
Сказать, какие сорта лучше — отечественные или зарубежные — даже ученые не возьмутся. На вкус и цвет все яблоки разные. Свои недостатки и достоинства есть у каждой группы сортов. Белорусские более устойчивы к болезням. А значит, требуют меньше химических обработок. Это существенно экономит средства. Химия стоит дорого, и себестоимость выращивания увеличивается, что не может не сказаться на цене яблока в магазине.

«Бывали случаи, когда зарубежные сорта целыми кварталами весной не просыпались и подлежали раскорчевке. В то же время те хозяйства, в которых на подстраховку были белорусские сорта, получали прибыль и оставались довольны. Поэтому приходить к какой-то определенной группе сортов на сегодняшний день нельзя», — подчеркнул Дмитрий Марцинкевич.
Урожайность сада закладывается еще в питомнике. И зависит от каждой детали: как посадочный материал был сформирован, в какую почву был посажен, какую провели обрезку в первые годы формировки, как распределились плодовые почки на скелетных ветках. Это все управляется человеком. К каждому дереву — свой подход. Даже если деревья одного сорта. Дмитрий Марцинкевич убежден: посадка сада должна сопровождаться наличием техники и подготовленных кадров. И, конечно, желания у тех людей, которые будут этим заниматься.

Как преуспеть в выращивании яблок. Фермер-садовод поделился секретами

В Беларуси работает государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы. Благодаря ей каждый год в Беларуси высаживается несколько сотен гектаров молодых садов. Проходит конкурс проектов на получение государственного финансирования. Самые активные участники — из Брестской и Гродненской областей. В этих регионах садоводство развивается наиболее интенсивно. В приоритете — сорта яблок зимнего и позднезимнего сроков потребления — «Алеся», «Белорусское сладкое», «Вербнае» и так далее. К слову, около половины объема яблок выращивают фермеры. Например, Игорь Ветлов занимается садоводством уже около 30 лет. Начал с выращивания саженцев.

«Первый раз вырастил 2,5 тыс. саженцев. Пришел сосед и попросил продать ему. Я ему продал десять штук дешевле, чем на рынке. Принес деньги домой, и мать говорит: «Ты хоть знаешь, сколько ты денег принес? Если перевести, это $50″. Денег тогда не было, работали с матерью вместе. И я все эти саженцы продал на рынке. Впервые держал большие деньги. Уже на следующий год у меня было 16 тыс. саженцев, а еще через год — 65 тыс.», — вспоминает Игорь Ветлов.
В 2004 году в Беларуси начала действовать программа по развитию плодоводства. Ее разрабатывали ученые и специалисты Минсельхозпрода. Тогда была поставлена такая задача: довести к 2010 году объемы производства плодов и ягод до 800 тыс. т. Тем самым в три раза сократить импортные поставки. В 2003 году Беларусь экспортировала 9 тыс. т яблок, а импортировала в 10 раз больше. На развитие технической базы хозяйств, строительство хранилищ и питомников выделялись немалые средства. В то время хозяйство Игоря Ветлова выпускало 250 тыс. саженцев. И все было реализовано. Но фермер мечтал о саде. Смог осуществить свою мечту, когда получил землю — 100 га. Объехал все хозяйства Беларуси, а также ближнего и дальнего зарубежья, чтобы перенять опыт. Начал с сада в 12 га, сейчас здесь — 50 га.

«Сейчас будет до полумиллиона подвоев. Саженцев много не произвожу, нет спроса. Дело в том, что когда этот бум начался, питомников в стране было очень много. Сейчас я знаю два, кроме моего. Не большая рентабельность у питомника. Потому что у нас все же зона рискованного земледелия. Бывает такое, что ты посадил подвои, понес затраты, а зимой все вымерзло», — обратил внимание Игорь Ветлов.

Яблочная уборочная в хозяйстве Ветлова длится месяц и десять дней. Не дольше, иначе урожай можно потерять. 300 т фермер передает в стабфонды. Недавно для работы приобрел в лизинг дополнительную технику.«За счет стабфонда нам дали два трактора на эти цели. У меня сейчас девять — то, что нужно. Хотя большую часть года у меня трактора будут стоять на колодках. Но в момент уборки девять тракторов — это минимум. Потому что я должен убрать яблоко моментально. Бывают сорта, как «Алеся», — 600 т. А я должен убрать за три дня. Если я не успею убрать за три дня, то он у меня уже и не лежит. Я и не продам его хорошо», — подчеркнул Игорь Ветлов.

Сказать, что яблочный бизнес легкий и сладкий, — нельзя. Есть, конечно, и проблемы. Бывает, например, такое: фермеры готовы продать товар, а торговые сети еще не готовы купить. Не каждое хранилище способно сохранить товарное качество длительный промежуток времени.

«Нужно, чтобы уходила в 2,5 дня одна фура. Чтобы я продал яблоко, не сгноивши его. Хранилищ с газовой средой очень мало в республике, их можно на пальцах пересчитать. Мы строили хранилища, которые могли. Задули пеной, поставили холодильное оборудование. До середины января там я могу хранить, дальше — нет», — сказал Игорь Ветлов.
Чем, по мнению Лукашенко, белорусские яблоки лучше польских

Две трети яблочной продукции в белорусских торговых сетях идет под маркой «Сделано в Беларуси». Но прежде чем положить на прилавки, фрукты проверяют на десятки показателей качества и безопасности — это токсичные элементы, пестициды, радиация, нитраты.

«Честно признаюсь, я никогда не занимался раньше садоводством. Это уже, будучи Президентом, я начал немножко в это вникать. Потому что завозим яблоки по импорту, особенно польские. А у него (фермера. — Прим. БЕЛТА) яблоки лучше любых польских. Но главное, что они чище. Потому что он знает, что если он гадость на рынок поставит, мы с него спросим. А спроси иди с поляков…» — обратил внимание глава государства во время республиканского субботника в апреле этого года.

Во время субботника в этом году Александр Лукашенко заложил яблоневый сад на своей малой родине. Общаясь с фермером, Президент еще раз сделал акцент на качестве белорусской продукции. В плодовом саду более четырехсот деревьев сорта «Белорусское сладкое» и «Сябрына». Ухаживать за садом будут школьники. Ранее Президент не раз отмечал, что за учебными заведениями необходимо закреплять яблоневые сады.
«Так называемые подшефные сады — практика не новая. И когда-то хорошо себя зарекомендовала. Но когда я покритиковал правительство и сказал, что у нас школы и прочие учебные заведения вообще не занимаются яблоком, сливой, грушей (то, что всегда мы на пришкольных участках возделывали)… Так вот это не значит, что пришкольные участки должны заменить эти сады интенсивного возделывания плодов. Это не вместо. Это просто чтобы наших детей хоть как-то к земле приучать. Чтобы они понимали, что это яблоко стоит денег. Что оно не в интернете выращено. Но и эта работа по закреплению и возделыванию садов пришкольных и других — вузовских, среднеспециальных учебных учреждений — проделана только на бумаге. Вот за это головой будете нести ответственность», — предупредил глава государства на совещании по вопросам закладки садов и обеспечения внутреннего рынка плодоовощной продукцией, которое прошло в Гродненском районе в производственном кооперативе имени В.И. Кремко в августе 2022 года.-0-

БЕЛТА