Воевал в партизанах, боролся с бандитами, трудился до 84 лет. Жизнь и судьба человека-легенды Ивана Стрельчёнка
Есть люди, похожие на звезды. Человека уже нет, а его яркий немеркнущий свет продолжает согревать сердца, делать нас чище и лучше, воспитывать и сподвигать на высокие поступки. Таким был Иван Стрельчёнок – орденоносец, человек-легенда, проживший долгую красивую жизнь, в которой были и трудности, и подвиги, и настоящая любовь, и огромное семейное счастье. Он отважно сражался с немецко-фашистскими захватчиками в составе партизанской бригады «Беларусь», а затем – в рядах истребительного батальона одного из соединений 1-го Белорусского фронта, в послевоенные годы боролся с бандформированиями, а потом по призыву партии возглавил отстающий колхоз и вывел его в правофланговые… Воспитал троих замечательных детей. Многочисленные награды – ордена Ленина, «Знак Почета», Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Октябрьской революции, медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, три медали «За отвагу», многочисленные юбилейные награды, почетные грамоты, благодарности, наследники хранят вместе с фотографиями и воспоминаниями отца.
Любил землю, мечтал сажать сады
Иван родился 15 августа 1924 года в большой дружной семье потомственного крестьянина Степана Стрельчёнка в деревне Маковье Минской области. Жили бедно, трудились на земле, дети сызмальства впитывали премудрости крестьянской жизни и помогали родителям по хозяйству. Две девочки и три мальчика росли в любви и согласии, во всем брали пример с родителей.
– У папы в детстве была огромная тяга к знаниям, – рассказывает дочь героя Татьяна. – Он интересовался всем, много читал. А поскольку очень любил землю, выбрал профессию, связанную с сельским хозяйством. После семилетки получил специальность техника-плодоовощевода в Могилевской сельскохозяйственной школе, мечтал трудиться на земле, сажать сады и выращивать овощи для страны. Но все планы на мирную жизнь разрушила война.
Дети Ивана Срельчёнка в редакции «ГП»
16-летний парнишка стал помогать бойцам Красной армии, попавшим в окружение, которые вместе с местными жителями организовывали первые группы народных мстителей. Собирал для них продукты, одежду и оружие на местах прошедших боев, выполнял разные поручения. А в феврале 1942 года, будучи семнадцатилетним юношей, сам стал под ружье – ушел в партизаны. Шутил, что винтовка в ту пору была выше его…
Опытный подрывник партизанского отряда
Из воспоминаний Ивана Стрельчёнка:
«Я попал в партизанский отряд «Беларусь» под командованием Николая Покровского, будущего Героя Советского Союза. Это формирование вскоре передислоцировалось на юг Минской области. Тогда, в начале марта 1942 года, против нашего отряда была брошена дивизия немецких регулярных войск, поддержанная артиллерией и авиацией. Трое суток шли тяжелейшие бои, было убито несколько сотен гитлеровцев, пытавшихся окружить наш отряд. Чтобы избежать котла, мы вынуждены были перебазироваться сначала в Червенский район, а потом – в Кличевский, который впоследствии превратили в партизанскую зону. Там была восстановлена советская власть, налажена авиасвязь с Большой землей».
Несмотря на юные годы, Иван стойко переносил тяготы и лишения партизанской жизни. Учился подрывному делу у старших товарищей, участвовал во всех боевых операциях. Рвался в бой, не жалея себя. В 1943 году был дважды ранен: в руку и ногу, контужен, но раз за разом быстро восстанавливался и возвращался в строй.
– Мы выплавляли тол из найденных на местах былых сражений артиллерийских снарядов, – вспоминал ветеран. – Сначала я занимался такой работой прямо в нашем лагере, позже, в целях безопасности, делал это уже за его пределами. Там же готовил из него взрывные устройства.
Со временем Иван Стрельчёнок стал опытным подрывником. В 1943-м и первой половине 1944 года вместе с небольшой группой товарищей пустил под откос три эшелона противника: два с вооружением и боевой техникой и один – с живой силой врага. Блестяще выполнил задание командования, уничтожив на шоссе несколько высокопоставленных немецких офицеров. А за захват немецкого полковника впоследствии был награжден первой медалью «За отвагу».
– Это было в период проведения Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», – рассказывает сын героя Сергей Стрельчёнок. – Партизанские формирования оказывали помощь войскам, освобождавшим от немецко-фашистских захватчиков родную землю: перерезали коммуникации врага, добывали разведданные, наводили переправы, громили гарнизоны и отступающие вражеские колонны. В одном из боев мой отец, идя в атаку на противника, в окопе столкнулся с немецким офицером. Молодой партизан и матерый фашист сошлись в рукопашной схватке. Немец был физически сильнее, выше, тяжелее, схватился руками за автомат отца, навалился всем телом, прижал к стенке окопа и начал его душить. Они долго боролись врукопашную, не подавая голоса, никто не хотел сдаваться. Но отец сумел дотянуться до своего пистолета и приставил его к голове немца. Тот поднял руки…
Пленный оказался немецким полковником, начальником штаба дивизии Карлом Теннером, при нем была сумка с важными служебными документами. Партизаны передали вражеского военачальника и документы советским войскам. Вскоре Стрельчёнка вызвали в отдел военной контрразведки СМЕРШ для дачи объяснений об обстоятельствах захвата пленного. Немецкий офицер, увидев его, встал и отдал честь – в знак уважения и признания достойной победы противника.
– О многом говорит и тот факт, что Иван Стрельчёнок начинал партизанскую биографию рядовым бойцом, затем стал командиром отделения, – отмечает Александр Севенко, гродненский журналист, краевед, который на протяжении пятнадцати лет общался с героем и писал о его подвигах. – А когда отряд «Беларусь» переформировали в партизанскую бригаду, был назначен заместителем командира взвода во вновь созданном в его составе отряде «Большевик», а вскоре и командиром взвода. В характеристике, полученной в партизанском отряде, характеризовался как бесстрашный боец, истинный патриот и грамотный командир, способный решать любые задачи.
Победу встретил в Дрездене
В 1944-м, когда Красная армия освободила Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, молодой партизан поступил в действующую армию – истребительный батальон.
– Путь истребительного батальона лежал на запад, шли тяжелые сражения с немцами, – рассказывает Александр Севенко. – Иван Стрельчёнок, как и в партизанском отряде, оставался командиром взвода, ему было присвоено воинское звание сержанта, а затем и старшины. Вскоре за смелость, проявленную в бою, фронтовик был награжден второй медалью «За отвагу», затем – орденом Красной Звезды. Во время боевых действий в Польше его отозвали с фронта, он прошел подготовку в межкраевой школе Министерства государственной безопасности БССР, по окончании которой ему было присвоено звание младшего лейтенанта. День Победы встретил в Дрездене.
Из воспоминаний Ивана Стрельчёнка:
«В городе почти никого не осталось, он напоминал каменную пустыню. Повсюду были руины, то тут, то там еще полыхали пожары. Накануне город дотла разбомбила американская авиация, хотя немецких войск на тот момент в нем почти не было. Наше подразделение заняло одну из пустых казарм. Когда к нам пришла весть о Победе, мы обнимались, поздравляли друг друга, радостно шумели и стреляли в воздух, некоторые мои товарищи плакали…»
Младший лейтенант вошел в состав комиссии по репатриации советских граждан, разбирался с непростыми судьбами соотечественников: отправлял на родину советских граждан, вывезенных в фашистское рабство, освобожденных узников немецких концлагерей, военнопленных. Он одним из первых увидел ужасы, которые творили фашисты с людьми. За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, в сентябре 1945-го награжден третьей медалью «За отвагу». Война для него закончилась в 1946-м, но не закончилась борьба за независимость Беларуси.
Спасал регион от бандитизма
После Победы над фашизмом Иван Степанович остался в строю. Оперуполномоченный Министерства государственной безопасности (МГБ) проходил службу в Минске, но в связи с тем, что в западных областях республики мешали строить мирную жизнь бандитские вооруженные формирования, получил направление на Гродненщину. Служил сначала в Радуни, затем – в г.п. Сопоцкин, который в ту пору был районным центром.
В приграничных сопоцкинских лесах в послевоенные годы вовсю орудовали бандформирования, которые безжалостно расправлялись с представителями власти, активистами колхозного движения, запугивали сельчан. В основном это были бывшие аковцы – бойцы Армии Краёвой, не сложившие оружие после ее роспуска.
Из воспоминаний Ивана Стрельчёнка:
«Бандиты убивали представителей власти, советских активистов, терроризировали местное население, поджигали колхозные строения, грабили магазины и склады… В окрестностях городского поселка Сопоцкин в 1947 году мы уничтожили две бандитские группы, орудовавшие в обширных лесах на границе БССР, Литвы и Польши. Одной из них руководил жестокий главарь по кличке Волк. На его руках была кровь многих жертв. Насколько опасен был этот человек, можно судить по такому случаю. Однажды, в 1947 году, в Сопоцкине должно было пройти важное мероприятие с приглашением руководства и актива области и всех ее районов. В центре поселка возвели трибуну. Готовясь совершить масштабный теракт, бандиты под руководством Волка заминировали место проведения митинга, где должны были собраться сотни мирных жителей и гостей. Но нам удалось обнаружить взрывное устройство и предотвратить массовую гибель людей. Впоследствии, поработав с местным населением, выследили и обезвредили Волка и его бандитов».
Очень часто от профессионализма Стрельчёнка и его соратников-правоохранителей зависели жизни сельчан. Однажды Иван вычислил и обнаружил бандитского главаря Завадского, сбежавшего из-под стражи во время допроса из здания Гродненского областного управления МГБ. Первым ворвался в квартиру, где отдыхал бандит с оружием в руках, вступил с ним в схватку. Задержать преступника помогли подоспевшие на помощь милиционеры.
– Были и курьезные случаи, – вспоминает сын Сергей. – Однажды отец и его соратники проводили войсковую операцию по обнаружению в лесу бандитских схронов и отец случайно провалился в один из них. А именно там прятались… бандиты! Представляете, им на головы свалился сотрудник госбезопасности! С помощью подоспевших коллег бандитов арестовали.
Было еще немало операций, о которых Иван Степанович скромно молчал многие годы. Специфика службы не позволяла разглашать многие вещи, да и неразговорчив был. Однако его вклад в установление мира и спокойствия на Гродненщине в послевоенные годы неоценим.
На сопоцкинской земле старший опер-уполномоченный Иван Стрельчёнок встретил свою большую и единственную любовь – красавицу Валентину, которая приехала сюда работать после медучилища фельдшером-акушером. За успехи в службе его перевели на повышение в областное управление МГБ. В областной центр переехали вместе с Валентиной, там и поженились. А когда в сентябре 1953 года партия призвала грамотных и инициативных коммунистов в отстающие колхозы, наш герой, не раздумывая, оставил хорошее место, городскую квартиру и вместе с супругой уехал поднимать сельское хозяйство в Зельвенский район.
Поднимал колхоз и трудился до 84 лет!
– Большая часть жизни отца связана с мирным временем и мирной профессией, – подчеркивает дочь Татьяна. – Он возглавил отстающий колхоз «Дружба» (в настоящее время – ОАО «Князево). В 1953 году урожайность зерновых там составляла чуть больше четырех центнеров с гектара, весь скот умещался в одном крестьянском сарае: было пару лошадей, 20 дойных коров и столько же свиней. Кормов не хватало. Зимой пришлось снимать солому с крыш общественных строений, чтобы дотянуть до весны… Но отец смог поднял колхоз с колен! Четверть века спустя хозяйство стало одним из передовых на Зельвенщине, неоднократно участвовало в ВДНХ СССР.
Из воспоминаний Ивана Стрельчёнка:
«Жизнь крестьян была незавидной. Бедность, послевоенная разруха, солома на крышах, грязь на улицах и дворах. От меня как посланца партии требовалось одно: направить крестьянскую жизнь в социалистическое русло, сделать ее культурной и зажиточной.
…Кормов не было. Нередко животные падали. Пришлось идти на крайние меры: снимать с общественных сараев соломенные крыши. Этой полугнилой соломой можно было кое-как прокормить скот до весны. Со стороны слышались скептические голоса… Из активистов колхоза сколотили группу по добыванию кормов. Когда начали снимать солому с очередного сарая, его прежний владелец вышел на нас с топором.
…В те первые годы становления хозяйство было убыточным. Ни счета в банке, ни копейки в колхозной кассе. А хозяйство надо было поднимать. Приближалась посевная. Пришлось на общие дела потратить личные сбережения. Купили пять тонн семян, строительный лес, кузнечный уголь, подковы и другие материалы. Но были трудности и посложнее. У отдельных колхозников не было веры в торжество намеченных планов. Многие уклонялись от общественных работ, распространяли ложные слухи, иногда в адрес руководящих работников хозяйства поступали угрозы мести. Были случаи похищения урожая и поджога надворных построек…»
Маленькими шажками председатель вел колхоз вперед. Появились единомышленники. Построили первый деревянный свинарник, спустя год – глинобитный коровник, а еще через год – гидростанцию на речушке Самаровка. Уже в 1957-м урожайность зерновых удвоилась, а производство продуктов животноводства увеличилось в шесть раз. Учился сам (заочно окончил Гродненский сельхозинститут и получил высшее образование ученого агронома), учил других. Постепенно колхоз по многим показателям вышел на первое место в районе – у людей началась новая жизнь. Переломным годом для хозяйства стал 1966-й. В семидесятые это было уже совсем другое хозяйство – мощное, эффективное, передовое. Как подчеркивал сам Стрельчёнок, колхозы подняли люди, их честное отношение к труду. Послевоенное поколение – это трудяги, они понимали слово «надо» и знали, что только самоотверженным трудом можно получить от земли хороший урожай.
Из воспоминаний Ивана Стрельчёнка:
«Работая председателем, я во всех случаях стремился беречь честь коммуниста, достойно вести себя в коллективе, быть примером в отношении к общественному добру. Легких дорог не искал. И теперь считаю, что главное – любить землю, на которой живешь, отдавать ей все свое призвание и уважение без остатка».
К слову, когда Иван Степанович начинал свой председательский путь, в колхозе не было ни одного специалиста, а спустя двадцать пять лет его руководства их стало порядка сорока – с высшим и средним специальным образованием. Летом 1976-го колхозники встречали первого секретаря ЦККПБ Петра Машерова, который положительно оценил их работу по увеличению производства сельхозпродукции, благоустройству населенных пунктов, дал ценные советы, похвалил Ивана Стрельчёнка за работу и крепко, по-дружески, пожал ему руку. Потом они встречались в Минске. А спустя годы Ивану Степановичу дважды посчастливилось побывать на торжественном приеме у Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
Иван Степанович посвятил родному колхозу 26 лет, в 1979 году передав его в надежные руки молодого поколения. За это время ему удалось создать крепкое хозяйство, построить немало промышленных и социальных объектов, добиться достойной оплаты труда тружеников. В дальнейшем он также плодотворно трудился заместителем председателя Гродненского областного объединения «Сельхозхимия», и уже выйдя на пенсию – старшим юрисконсультом в колхозе «Космомолец» (ОАО «Коптевка»). Неоднократно избирался депутатом местных советов, дважды – членом обкома партии. Работал в Совете ветеранов, встречался с молодежью, рассказывал о войне, принимал участие во всех городских и районных мероприятиях. Был настоящим патриотом. За мирный созидательный труд награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, «Знак Почета». Официально перестал ходить на работу в 84 (!) года, но почти до самой смерти (а умер в 97 лет) ездил на дачу и трудился на земле.
Сила любви
О такой любви пишут романы и снимают фильмы. Всю жизнь рядом с ним была любимая супруга Валентина Ивановна. Они счастливо прожили душа в душу семьдесят лет – с 1952-го по 2022-й! И умерли с разницей в три месяца.
Валентина Ивановна, по сути, посвятила свою жизнь любимому, была его тылом и музой. Для того чтобы он мог всецело отдаваться работе, взяла на себя все бытовые дела и воспитание детей. Именно она помогла ему расправить крылья, подняться на пьедестал, реализоваться как профи и успешно пройти по жизни.
– Мы росли в очень счастливой семье, – рассказывают дети фронтовика. – Родители показывали пример трепетного отношения друг к другу, уважения и согласия. Глобальные задачи решал папа, он был нашей опорой и защитой, а мама отвечала за быт и хозяйство, занималась нами, давая отцу возможность всецело отдаваться работе. Это был очень гармоничный тандем. Родители подняли высокую планку для нас, и потому всему, чего мы достигли в жизни, обязаны им и за все благодарны.
Татьяна Ивановна Стрельчёнок (Кисель) по примеру мамы стала медиком, более сорока лет работает врачом-педиатром Волковысской центральной районной больницы. Сергей Иванович, подполковник милиции в отставке, всю жизнь боролся с преступностью, работая начальником отдела уголовного розыска Ленинского РОВД г. Гродно. Пятеро внуков, двое из которых – сотрудники МВД, одиннадцать правнуков гордятся героическим предком. Семья участвует в парадах Победы, куда выходит с портретом Ивана Стрельчёнка, а правнук Женя часто рассказывает о судьбе прадедушки в школе. Все наследники рода стараются быть достойными его памяти и высоко несут честь славной фамилии.
Ивана Степановича помнят все, кому судьба подарила даже мимолетную встречу с ним. Харизматичный, интеллигентный, эрудированный – яркий представитель поколения, которое прежде думало о Родине, а потом о себе, – он оставил яркий след на земле и в сердцах своими воинскими подвигами, благородными делами и нравственной чистотой.
15 августа ему исполнилось бы сто лет.