Директор Национального исторического музея сравнил работу музейщиков с машиной времени

Директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой рассказал о планах по созданию экспозиции для нового здания музея и сравнил работу своих коллег с машиной времени. Об этом он рассказал журналистам после совещания у Президента Беларуси на тему строительства нового здания Национального исторического музея, передает корреспондент БЕЛТА.

«Мы с группой историков еще раз вернемся к концепции. Внимательно послушали в первую очередь Президента. Для меня это очень важно. Еще раз перечитаем нашу концепцию, которую предложили главе государства и начнем работу уже непосредственно по наполнению будущих экспозиционных залов. Сроки стоят достаточно сжатые. Работа предстоит хорошая во всех отношениях. Самое главное, что нужная, — сказал директор. — Для нас очень важно, чтобы мы сделали тот музей, которым бы могла гордиться вся страна. И в котором каждый мог бы прочувствовать нашу историю, душу белорусского народа, и чтобы у каждого сформировалось четкое отношение к нашей стране. Чтобы каждый вышел из музея патриотом, гордился тем, что он живет в этой стране, и что здесь будут жить его внуки и правнуки. Для иностранцев — то, что они приехали к людям, которые чтят другие нации, религии, культуру других народов и в то же время любят свое прошлое, свои культуру и достижения».
Говоря о наполнении музейной экспозиции, Александр Храмой подчеркнул важность того, чтобы каждый посетитель мог почувствовать тот или иной предмет, во всех смыслах слова прикоснуться к истории. Для этого в том числе будут использованы различные интерактивные технологии.

«Музей — это живой организм. Сколько раз даю интервью, всегда напоминаю, что самую худшую рекламу музейной работе сделал мультфильм «Ну, погоди!» Там, где заяц с волком залетают в музей, и там все буквально спят — спящее пространство, можно чуть ли не что угодно делать. Нет, музей — это очень мобильный организм. Поверьте, очень много и население приносит предметов, мы сами работаем с предприятиями, организациями для того, чтобы наши фонды постоянно пополнялись, постоянно занимаемся реституцией (выискиваем, какие наши предметы находятся за рубежом, делаем копии), работаем в том числе с археологами. Поверьте, это живой организм, который постоянно насыщен работой», — подчеркнул директор музея.

О работе музейщиков он рассказал на примере машины времени, в которую, отправляясь в будущее, надо взять определенный ограниченный предметный ряд. «Потому что наши дети, внуки, правнуки будут смотреть на наши события именно теми глазами, через те предметы, которые мы возьмем с собой. Сегодня кажется, что все вокруг нас. Но пройдет какое-то время и останется в музее только то, что мы из настоящего забрали в будущее. И поэтому профессия музейщика очень важна», — отметил Александр Храмой.

Именно поэтому музейные работники, изучая предметы, которые собирались предыдущими поколениями, пытаются также понять, почему те или иные предметы были выбраны в свое время, почему на этом был сделан акцент. Например, многие предметы из области этнографии сегодня в Беларуси практически невозможно найти. Но еще несколько десятилетий назад по стране ездили экспедиции, которые собирали эти материалы. Потому что жили в деревнях люди, которые занимались, например, ткачеством, и у которых можно было в хорошем состоянии приобрести изделия народного творчества, а порой и просто получить в дар для музея.

Схема генерального плана, экспликация объектов

Перспективный вид

Художественное решение оформления экспозиционных залов. Зал сменных экспозиций «Традиционный Белорусский костюм»
Художественное решение оформления экспозиционных залов. Зал сменных экспозиций «Традиционный Белорусский костюм»
Художественное решение оформления экспозиционных залов. Беларусь в 1917 — 1991 годах
 
Фото Концепции здания Национального исторического музея Беларуси и парка «Народного единства»
БЕЛТА