Транспортная инспекция о новом указе об автоперевозках пассажиров: быть вне правового поля невыгодно
Первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о том, как вступление в силу норм указа Президента Беларуси от 25 января 2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» повлияет на конкуренцию в сфере услуг такси.
«Ранее существовала ситуация, когда некоторые перевозчики экономили деньги на безопасности: уклонялись от налогов, не ремонтировали транспортные средства, не проходили техосмотр, не страховались. С учетом тех нововведений, которые приняты, оставаться вне правового поля станет невыгодно, так как основная масса заказов поступает посредством различных электронных приложений», — подчеркнул Юрий Костюк.
Первый заместитель начальника указал на то, что в соответствии со ст.34 закона Беларуси от 5 января 2008 года №313-З «О дорожном движении» обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства. Кроме того, согласно п.22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Беларуси от 30 июня 2008 года №972, водители должны не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.
«Указанное требование к водителям являлось обязательным с 2015 года, однако в массовом порядке не выполнялось автомобильными перевозчиками по причине наличия пробелов в законодательстве, обеспечивающих его исполнение», — добавил Юрий Костюк.
Первый замначальника Транспортной инспекции подчеркнул, что, зная о данных пробелах, некоторые автомобильные перевозчики с целью получения дополнительной выгоды организовали транспортную деятельность, игнорируя действующие нормы права. «Выполнение перевозок сопровождалось заключением ряда мнимых либо притворных сделок. Например, вместо трудовых отношений с водителями массово заключались договоры подряда и договоры возмездного оказания услуг, вместо договоров перевозок — договоры аренды транспортных средств с экипажем. В указанных обстоятельствах эксплуатация транспортных средств притворно осуществлялась водителями, а не юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подобные манипуляции позволяли практически безнаказанно продолжать предпринимательскую деятельность с систематическими нарушениями действующего законодательства, что отрицательно сказывалось на уровне квалификации водителей, привлекаемых к перевозкам пассажиров», — рассказал Юрий Костюк.
Особое место в перечне условий, способствовавших совершению массовых нарушений, отметил первый заместитель начальника, заняло отсутствие должной организации перевозок пассажиров со стороны диспетчерских служб. «Диспетчеры часто умышленно осуществляли управление технологическим процессом перевозок с нарушениями требований законодательства. Заказы на перевозку пассажиров передавались водителям и на транспортные средства не соответствующим требованиям законодательства. Во избежание пристального внимания со стороны контролирующих органов большинство перевозчиков и диспетчеров приняли решение уйти в тень. Они убирали опознавательные фонари такси, оклейку с поверхности транспортных средств, не признавали статус диспетчера, не вели надлежащим образом учет заказов и не передавали их в полном объеме в налоговые органы», — добавил Юрий Костюк.
С принятием указа, подчеркнул первый замначальника Транспортной инспекции, данные пробелы в законодательстве были упразднены. «При этом ряд субъектов транспортной деятельности, не принимая должных мер по устранению имевшихся ранее нарушений, продолжил работу, несмотря на тот факт, что нормами указа №32 был предусмотрен достаточный для этого период», — акцентировал внимание он.
Юрий Костюк указал на то, что в настоящее время в Беларуси услуги по повышению квалификации водителей оказывают 32 организации по категории В и 33 организации по категории D. «Однако процесс устранения недостатков был начат автомобильными перевозчиками в массовом порядке только в августе 2024 года. Указанное обстоятельство необоснованно повлекло наличие очередей на курсы повышения квалификации водителей, а также повышение их стоимости. При этом указанные негативные последствия стали возможными исключительно по причине вышеуказанных недобросовестных действий», — подчеркнул первый заместитель начальника.
***Полный текст интервью выйдет на ленте новостей и будет размещен на сайте БЕЛТА.