В экспозиции музея «Замковый комплекс «Мир» представлена серебряная спичечница, которой более 100 лет

В экспозиции музея «Замковый комплекс «Мир» представлена небольшая серебряная коробочка – спичечница. Элегантная, изящная спичечница украшена гравировкой в виде завитков, имеет открывающуюся крышку, на которой размещено соединительное кольцо. Основание коробочки имеет зазубренный край. На лицевой стороне размещается круглое клеймо со стершимися инициалами владельца.

Спичечница. 1900 г.

Этот небольшой предмет предназначался для хранения восковых спичек, которые можно было зажигать при трении о шершавую поверхность. В XIX-начале XX вв. такие спичечницы называли «Vesta case» или просто «Веста».

В 1832 г. в Англии Уильям Ньютон запатентовал спичку, назвав ее вестой. Спичка представляла собой хлопчатобумажный жгут, пропитанный воском с наконечником из фосфора. Название в честь римской богини было не случайным. Веста являлась покровительницей священного огня и домашнего очага. В храме обычно она изображалась в виде огня. Только весталки (ее жрицы) допускались в этот храм. Связь Весты с огнем сделала ее имя естественным выбором компаний, которые впоследствии стали производителями спичек.

Весталка. 1847. Рафаэль Монти. Чатсуорт-хаус в Дербишире.

Спички воспламенялись при ударе о самые разные поверхности, что делало их весьма опасными. Чтобы предотвратить случайное возгорание фрикционных спичек, в 1830-е гг. появились небольшие металлические коробочки для их хранения. Обычно основание коробочки имело зазубренный край, чтобы зажигать спички. В Англии эти коробочки получили название «веста» от термина, который Ньютон использовал для своего изобретения.

Спички использовались для зажигания фонарей, костров, печей, поэтому весты присутствовали повсюду. Производители учитывали назначение предмета и выпускали их нескольких видов: карманная переносная веста, настольная веста и веста, которая освещала путь в постель (Go to Bed). Карманные весты были самые популярные и часто подвешивались на цепочке. Настольные весты обычно были больше карманных и оставлялись в удобном месте в доме, например, на кухне или рядом с камином. Веста, сопровождавшая ко сну, часто прикреплялась к подсвечнику или имела держатель для одной спички.

В XIX в. весты начали производить по всему миру. Наряду с прямоугольными и круглыми футлярами, было зафиксировано множество форм. Популярны были весты серебряные, латунные в форме сердец, книг, музыкальных инструментов, животных и птиц, ботинок и даже туфель.

Сапожок-веста. Кон. XIX в.

Веста превратилась в необходимый аксессуар и символ статуса. Состоятельные владельцы заказывали или покупали золотые или серебряные весты с клеймом, на которых ювелир часто вписывал их инициалы.

Система клейм помогла расшифровать дату и место производства весты, представленной в экспозиции музея «Замковый комплекс «Мир». Спичечница была изготовлена в г. Честер (Великобритания) компанией «EJ Trevitt & Sons» (Е.Дж. Тревитт и сыновья) в 1900 г.

Наталья КОВАЛЕВИЧ, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»