Особенный ребенок: рекомендации родителям
В каждой семье есть самые главные люди — это дети. И то трепетное счастье, которое приносит ребёнок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Родители готовы на всё, чтобы ребёнку было хорошо не только физически, но и психологически. Но вот выясняется, что малыш не совсем обычный, а с ограниченными возможностями. Что делать родителям, как себя вести, как относится к таким детям? Ответ прост: «Терпение, терпимость и всегда любовь!»
Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми , зачастую проявляют нетерпимость по отношению к «нестандартным» детям: они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специализированное учреждение. Однако не каждый ребёнок с ограниченными возможностями воспитывается в специальном учреждении. Более того, нужно всячески способствовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления об их проблемах.
Большинство учёных пришли к выводу, что не так важно, сколько человек окружают ребёнка — главное, чтобы кто-то из них относился к нему неформально, а выражал ему любовь и заботу, обеспечивал воздействия, стимулирующие его развитие.
Предлагаем практические рекомендации при общении с вашим ребёнком.
Выражение лица взрослого максимально доброжелательное, тёплое, приветливое, нераздражённое.
Тон голоса в любых ситуациях в разговоре с ребёнком — предельно доброжелательный, тёплый, приветливый, нераздражённый,
В лексике по возможности избегать употребления: всех частиц НЕ; приказных фраз; повелительного наклонения: слов: должен, обязан, нужно.
Стараться не говорить с иронией и насмешкой, не делать постоянных замечаний, особенно мелочных, не ругаться и не кричать на ребёнка, всегда быть с ребёнком вежливым, тёплым, не торопить и не подгонять ребёнка. Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это ваш ребёнок. Не говорить ребёнку, что вы его не любите или обиделись на него. Не давать ребёнку чувствовать себя плохим.
Не надо вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребёнка публично. Лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребёнка,
обсудить возникшую проблему и помочь её решить. Хвалить ребёнка в присутствии других.
Помните: телевизор, смартфон или компьютер — не помощники. Нужно вместе с вашим ребёнком смотреть передачи, это будет способствовать снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, улучшает его, даёт возможность корректировать восприятие услышанного и увиденного ребёнком.
Если вы чем-то огорчены, постарайтесь обязательно объяснить ребёнку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ним, будете в настроении, так как ваш сын или дочь — это радость. Ребёнку от вас необходимо как можно больше тактильных контактов. Обнимайте, приласкайте, а главное любите!
Инна Санчук, педагог социальный ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»