Диалог о мире. Что значит для Беларуси и для планеты проведение в Минске международной конференции по евразийской безопасности

Минск вновь становится той самой площадкой, на которой публично обсуждаются вопросы, как снизить уровень эскалации на планете и достичь мира. В белорусской столице прошла II Минская международная конференция по евразийской безопасности. Никакого разглагольствования, только конкретные идеи и предложения! Форум, впрочем, запомнится не только количеством гостей и географией (участников было около 600 из 45 стран), но и четким, последовательным и откровенным выступлением ­Президента Беларуси Александра ­Лукашенко, которое стоило бы законспектировать западным лидерам. В нем было все — от анализа и разбора причин происходящего до пунктов по выходу из ситуации.

Сказано

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Можно пересчитать на пальцах одной руки площадки, где велись бы открытые, конструктивные экспертные дискуссии на тему международной безопасности. А нам жизненно необходим честный разговор и беспристрастные оценки происходящих событий. Я вот это говорю и думаю, что в нашем современном мире это почти невероятная вещь. Еще больше нужны эффективные меры по противодействию современным вызовам и угрозам. Если не объединимся в этом плане и не выработаем, не осуществим эти меры, будет беда.

На II Минской международной конференции по евразийской безопасности, 31 октября 2024 года.

Наша миротворческая миссия

Депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александр Шпаковский напоминает: роль медиатора и площадки для международных коммуникаций Беларусь выполняет уже многие годы.

— Это произошло даже раньше, чем подписаны Минские соглашения, которые, как сейчас выясняется, были безальтернативной дорожной картой для мирного урегулирования украинского конфликта, — отмечает он. — И если бы они были выполнены, мы бы избежали сотен тысяч человеческих жертв. Что касается нашей миротворческой миссии, эта роль престижна, она улучшает имидж нашего государства в современном мире.

Даже в нынешних условиях, когда коллективный Запад фактически ведет против нас необъявленную войну в разных проекциях — в экономике, военной сфере, политике, информационном поле, — Республика Беларусь тем не менее продолжает развивать свой статус в качестве донора региональной стабильности. Мы пытаемся вразумить в том числе и наших оппонентов, что мы никого не боимся и готовы вместе с союзниками давать отпор любой агрессии. Но вместе с тем мы повторяем из раза в раз, что худой мир лучше доброй войны. Давайте задумаемся о принципах мирного сосуществования, найдем компромисс на основе взаимного уважения к национальным интересам и равноправия.

 Путь к безопасному будущему

Отдельное внимание — тому, что с трибуны конференции заявил белорусский лидер. Эксперты указывают сразу на несколько факторов. На четкую структурированность выступления: от анализа ситуации в мире и отдельно на постсоветском пространстве, разборов инсайдов по Украине, определения главной угрозы до конкретных предложений, что мир должен сделать, чтобы снизить градус напряженности. На здравый смысл, который звучит в речи нашего ­Президента, а не на тот язык ненависти, которым оперируют западные политики. На то, что Александр ­Лукашенко, пожалуй, на сегодняшний день является наиболее опытным в Европе политиком, поэтому его заявлений ждут и к ним прислушиваются.

— Александр ­Лукашенко обращает внимание на отсутствие у нас шансов на слабость, — говорит эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко. — Его призыв к новым лидерам будущей мировой коалиции равных избежать ошибок и нерешительности в действиях — это не критика, а опыт, которым он делится с коллегами в ШОС и БРИКС. Он прекрасно знает, откуда берутся и как создаются проблемы, знает цену суверенитету и как важно время, конкретика и равновесие в начатом деле.

Например, инициатива Беларуси по Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке — это не воззвание, а ключ к взаимопониманию и региональной синергии. Это политика открытых дверей и доверия. Это будущее безопасных отношений и новой модели мироустройства. Поэтому предложения Александра ­Лукашенко по этапам выхода на уровень безопасного будущего однозначно указывают, что начинать надо с американских угроз. Это их ядерный арсенал в Европе не дает стартовать мирным процессам. И как самое главное движение вперед — это, конечно, переговоры, умение договариваться.  

 

Неспроста же Америка запретила Киеву вести переговоры с Москвой, переломала все схемы, формулы и переговорные площадки. Потому что в Белом доме тоже понимают кратчайшие пути к миру. Вот и препятствуют как могут. Ведь дверь, открытая к безопасному миру, должна закрыть мир однополярный.

Разрушить гегемонию Запада

Беларуси стать площадкой для продвижения мирных идей было предначертано геополитикой. Ведь по сути западная граница нашей страны является не только государственным, но и политическим разделом между Европейским союзом и НАТО с одной стороны и ШОС и ОДКБ — с другой. Кроме того, именно «за нашим забором» — в Украине — идут боевые действия. И именно мы помним историю о том, как наша территория не раз оказывалась на пути самых кровопролитных войн.

— Для того чтобы понимать важность позиции Беларуси, белорусского народа по теме безопасности, нужно осознать, что же все таки произошло после окончания холодной войны и развала Советского Союза, — говорит аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. — Запад фактически уверовал в то, что он победил и можно изменить всю систему международной безопасности, которая была выстроена после Второй мировой войны в рамках соглашений между ключевыми державами, победившими во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне. Тогда Запад начал формировать новую колониальную систему. Для него это самое удобное решение. Вот есть метрополии и есть весь остальной мир, причем метрополии живут за счет эксплуатации, насилия всех остальных стран, регионов и народов. Эту модель они стали выстраивать сразу с начала 1990-х годов. В этот период появилось огромное количество различных политологов и идеологов, которые своими работами как раз поддерживали эту линию и говорили, что другого мира просто не будет, что война как таковая закончилась, Запад в ней победил и будет установлен тотальный режим корпораций и банков, а государства не нужны. Но это все была утопия. Данная модель нереализуема. Роль «глобального полицейского» Соединенные Штаты Америки, в том числе и НАТО, не смогли на себя взять и обеспечить безопасность во всем мире. Вспомните, какая была позиция НАТО в 90-е и нулевые годы? Что она является гарантом безопасности. Мол, вступайте в наши ряды — и мы ее обеспечим. А что в итоге произошло? Все страны, которые вступили в НАТО или ориентировались на этот альянс, сейчас находятся в состоянии войны либо истощения. А взгляните, что происходит с европейскими странами альянса, — их просто выдавливают, эксплуатируют в интересах США и Великобритании.

 

Поэтому когда мы сейчас определяем перспективы безопасности нашего региона, в том числе и Беларуси, то однозначно можем сказать, что создание многополярного мира, которое сейчас происходит, — это будущее человечества. Никакого однополярного мира, никакой новой колониальной системы не будет. И такие интеграционные модели, как БРИКС, ШОС, Союзное государство, ЕАЭС, ОДКБ, — это инструменты, позволяющие разрушить модель однополярного мира, которую Запад пытался навязать на протяжении последних 30 лет.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

Андрей Кривоносов, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, военный комиссар Гомельской области:

— Откровенная, проникнутая глубоким анализом речь ­Президента Беларуси Александра ­Лукашенко на II Минской международной конференции по евразийской безопасности — это попытка достучаться до здравого смысла тех, чьими руками сегодня создается будущее. Не ради сохранности отдельных государств — ради спасения всей планеты. Масштаб кризиса, охватившего мир, становится очевидным. Мы наблюдаем крах привычного мироустройства и деградацию глобальной безопасности.

В этих условиях нет иного пути — нужно выходить на диалог. Если не получится договориться и вместе найти решения, катастрофа грозит всему миру. Нас всех раздавит груз накопленных проблем. Мир будущего — это мир коллективных решений, считает Александр ­Лукашенко. А потому в противовес односторонней деструктивной позиции Запада, основанной на угрозах и желании доминировать, предлагает честный и беспристрастный разговор всех участников глобального мироустройства. Он призывает к объединению стран во имя общей цели — борьбы с определяющими будущее вызовами вне зависимости от политических разногласий.