По следам Адама Мицкевича: три неочевидных, но очень красивых места для туризма
Многие места в Беларуси связаны с именем знаменитого белорусского поэта Адама Мицкевича. Чаще всего можно услышать про Заосье, Тугановичи, Больтиники и Новогрудок. Но есть и менее известные — про них мы вам сейчас и расскажем.
Былое величие в Воронче
Первой точкой маршрута будет агрогородок Воронча Кореличского района. Первое упоминание о нем датируется XVII веком, тогда местностью владел берестейский воевода Стефан Курч. Он заложил здесь замок, который был разрушен во время войны со шведами. В конце XVIII века новый владелец Ворончи Юзеф Неселовский построил здесь новую резиденцию и каменный костел. В XIX столетии в имении сменилось много владельцев: Неселовские, Кобылинские, Мержеевские, Любанские.
Единственное сооружение, сохранившееся в Воронче с XVIII века, — бровар. Великолепие усадьбы можно только представить по фотографиям и гравюрам.
Огромный одноэтажный деревянный дом насчитывал более двадцати комнат. В самой большой, столовом зале, было несколько каминов, стояли атласные диваны, массивные резные столы и стулья. Снаружи были разбиты пышные клумбы с цветами, аккуратные газоны, возвышались увитые диким виноградом террасы и колоннады. Имение было центром общественной жизни Новогрудского воеводства. Здесь шляхта собиралась на совещания накануне сеймов. Представьте: вид с усадебным домом в свое время печатали даже на открытках.
И сюда неоднократно приезжал Адам Мицкевич. Он упомянул об имении в поэме «Пан Тадеуш»: «Сто сорок егерей в его именье панском и сто возов сетей при замке Ворочанском».
К сожалению, во время Великой Отечественной войны дом сожгли. Он так и не был восстановлен.
Еще в Вороче можно посмотреть на костел святой Анны. Построен он был в конце XVIII века в стиле позднего классицизма на средства дяди Юзефа Неселовского, Казимира Неселовского. Последний, кстати, косвенно связан с Адамом Мицкевичем. Обладая жестким нравом, Казимир часто обижал крестьян и мелкую шляхту, за что она обратилась на него в суд. И выиграла процесс благодаря адвокату Миколаю Мицкевичу, отцу поэта.
В храме были крещены фотограф Ян Булгак и фольклорист и этнограф Ян Чечет.
Во время Великой Отечественной войны костел горел. После войны его хотели взорвать, но разрушена была лишь середина храма, а стены выдержали. В таком виде храм простоял довольно долго, и только в начале 90-х лет прошлого столетия его вернули верующим. Сегодня костел восстановлен и действует.
Средневековый замок в Райце
Дальше направляемся в деревню Райца Кореличского района. Впервые она упоминается в начале XVI века как владение Верещак. Позже она принадлежала Наумовичам и Гаштольдам, Раецким, снова Верещакам и Путткамерам. Владевший в XIX веке деревней Юзеф Верещака был братом возлюбленной Адама Мицкевича. Поэт приезжал в гости к Марыле и вообще любил бывать в имении.
Усадебный дом, весьма характерный для своего времени, был построен в Райце в начале XIX века. Перед Великой Отечественной имение подарили Конгрегации сестер католического апостольства (монахиням-паллотинкам). После войны в усадьбе располагались больница и поликлиника, затем амбулатория с аптекой. Сейчас усадьба находится в частной собственности.
Еще одна достопримечательность деревни — храм. Его просто невозможно не заметить, так как он стоит в самой высокой точке деревни. Вначале может показаться, что это маленький средневековый замок или даже замочек, но потом понимаешь, что здесь такого быть не может. И лишь подойдя ближе, замечаешь крест, фрески и колокола.
Церковь Святой Варвары была построена Францем Раецким как родовой храм-усыпальница в начале XIX века. Согласно легенде, сын фундатора много путешествовал и рассказывал отцу о поездках. В том числе о том, как на острове Святой Елены его поразил величием и красотой храм, подобного которому он не встречал на родине. Впечатленный рассказами, Раецкий-старший решил возвести в Райце фамильную усыпальницу, а за основу взял образ храма острова Святой Елены. Строительством занимались местные крестьяне. Они на льняных отрезах полотна поднимали огромные валуны и вмуровывали их в стены. На башне установили часы, бой которых разносился на пять верст вокруг. А венчала здание скульптура Божьей Матери. Окна забрали витражами, а стены внутри расписали фресками. Освятили храм в честь святой Варвары.
«Во второй половине XIX века после восстания храм передали православным и он стал Спасо-Преображенской церковью».
В годы Великой Отечественной войны была повреждена алтарная стена, а еще произошел пожар, который уничтожил храмовые фрески, витражи, деревянную резьбу и лепнину. Уже к концу 50-х годов прошлого века храм был разрушен мало не до основания. И лишь в начале этого века начались работы по восстановлению.
Легенды озера Свитязь
Воспетое Адамом Мицкевичем, окутанное туманом легенд озеро Свитязь оставляет неизгладимый след в памяти и душе.
Согласно преданиям, когда-то на этом месте был город Свитязь. Однажды, когда его правитель с дружиной отправился в Новогрудок на помощь князю Миндовгу, на Свитязь напало войско. Оставшиеся в городе старики, женщины и дети не пожелали сдаваться врагу и подожгли город. Внезапно земля разошлась и город провалился, а на его месте возникло озеро. Жители превратились в белые цветы, а дочь князя обратилась в русалку и получила имя Свитязянка, став хранительницей озера.
В Свитязь не впадают никакие реки, из него только вытекает Своротва. Но озеро имеет постоянный уровень воды, на который не влияют ни дожди, ни тающие снега, ни засуха. Есть легенда и по этому поводу. Она гласит, что эта загадка не давала покоя местному шляхтичу. Он приказал крестьянам прокопать два канала от озера, чтобы отвести воду. Но она хлынула так быстро, что затопила много домов. После этого к шляхтичу во сне явилась дева Свитязь и грозно сказала, что если он не оставит своей затеи, то вода выйдет из берегов и все вокруг озера будет затоплено. Проснувшись, неудачливый исследователь велел засыпать каналы. Поговаривают, что следы от них сохранились до наших дней.
И если в легенды поверить трудно, да и подтвердить их сложно, то вот вам такой факт. Археологи говорят, что по дну озера когда-то проходили тропы балтийских племен. Фрагмент вымощенной дороги был найден на дне озера в 70-х годах прошлого века.
Но ученые, как и шляхтич, не могут объяснить, почему уровень воды в озере всегда одинаков. А еще здесь есть реликтовые моллюски, которые обитают только в озерах Франции, Бельгии и Германии. Еще один загадочный житель Свитязи — водоросль тетрадиниум яваникум, которая характерна только для острова Ява. Но и это не все. В озере насчитывается пять водных растений, занесенных в Красную книгу, и это уникальный случай для Беларуси. Один вид исключительно редкий и реликтовый произрастает только в Свитязи — прибрежница одноцветковая.
Вот такое оно, озеро Свитязь. Увидев однажды его прозрачные воды, желтый песок, сосны-великаны, красоту рассветов и закатов, хочется возвращаться сюда снова и снова в любую пору года — посидеть с томиком Мицкевича, послушать песни русалок и звон колоколов затонувшего города.
Ксения Дмитриева. Фото автора.