«Цудоўнаму чалавеку, камуністу…». Свои автографы П.А. Железняковичу оставляли известные писатели Иван Шамякин и Иван Мележ
Дочь белорусского классика Татьяна Ивановна Шамякина, профессор, доктор филологичных наук, бережно относится к творческому наследию отца, собирает документы, воспоминания, даже книги и монографии, все, что связано с именем Народного писателя Беларуси. Но и для нее, опытного исследователя, было новостью, что Иван Шамякин наведывался в дом П.А. Железняковича в Кореличах. Об этом свидетельствуют автографы писателя.
Сегодня Татьяна Шамякина публикует много статей о прошлом, о советской системе образования, как жила элита при социализме, о литературных нравах, писательском быте, о порой сложных отношениях творческих людей с властью. “Писатели военного призыва — А. Кулаковский, А. Пысин, А. Макаёнок, И. Шамякин, И. Мележ, В. Быков, И. Науменко, А. Савицкий — являлись по существу первым полностью советским поколением, родившимся и сформировавшимся уже в советской стране. И идеологию первого в истории социалистического государства их жизненный опыт в общем подтверждал: СССР победил в самой жестокой, кровопролитной из всех известных войн, необычайно быстро, без посторонней помощи, возродил народное хозяйство, осуществил космический проект, стал по многим экономическим показателям второй супердержавой в мире».
Редкий автограф молодого писателя 1954 года. У Ивана Шамякина, фронтовика, коммуниста, — впереди вся большая творческая жизнь, новые романы, переводы, сценарии, награды. “Іван Шамякін. “Паўлу Арсеньевічу Жалезняковічу – ад шчырага сэрца з вялікай удзячнасцю за сардэчны прыём з пажаданнем цудоўных поспехаў у высакароднай справе. Іван Шамякін. 16.10.54”.
Наиболее полно жизненный опыт и внутренний мир молодых людей довоенной поры воплотился в пенталогии Ивана Шамякина «Трывожнае шчасце» (1957-1965). Автор создал художественную биографию своего поколения, в ней соединились общие, типичные черты и отдельное, индивидуальное начало конкретных человеческих судеб, частной жизни молодых героев.
«Іван Пятровіч Шамякін як мастак слова цікавы перш за ўсё выдатным уменнем увасабляць у мастацкіх творах менавіта гэты чалавечы змест усяго існага, уласна чалавечы бок вялікіх падзей…» (М. Тычына).
Автограф. “Іван Шамякін. Трывожнае шчасце. Паважанаму Паўлу Арсеньевічу Жалезняковічу, цудоўнаму Чалавеку, Камуністу, з удзячнасцю за вашу шчырасць, – з павагай і любоўю Іван Шамякін. 28.IV.60 г. г.п. Карэлічы”.
Чувствуется искреннее уважение к легендарной личности, такие люди, как П.А. Железнякович были интересны авторам, прежде всего, как будущие их литературные персонажи, герои-современники. Прототипом доктора Савича в романе Ивана Шамякина «Сердце на ладони» (1963) стал Евгений Клумов – акушер-гинеколог, Герой Советского Союза, кандидат медицинских наук, профессор, участник минского подполья. Или главный архитектор города Максим Карнач в романе «Атланты и кариатиды».
Автографы отражают целую советскую эпоху, с ее особенностями, победами и поражениями. Художественная литература в сочетании с учебниками по истории помогает новому поколению читателей заглянуть в уже исчезающее прошлое. Правда, оценивать исчезнувшее советское время и пространство будут другие поколения.
«З ДАЎНЯЙ, НЯЗМЕННАЙ ПАВАГАЙ…»
Самым значимым в творчестве белорусского классика Ивана Мележа (1921-1976) является трилогия «Полесская хроника» (романы «Люди на болоте», Дыхание грозы», «Метели, декабрь…»). Действие сюжета происходит в полесской деревне, родных для писателя местах, в 1920-1930-х годах. Главный роман своей жизни Иван Мележ писал двадцать лет. По глубине и художественному достоинству эту трилогию автора сравнивают с поэмой «Новая земля» Якуба Коласа, эпопеей «Тихий Дон» Михаила Шолохова.
Писатель, как и все его поколение, прошел войну, в 1942 году в бою под Ростовом был тяжело ранен в правую руку, получил инвалидность, после войны учился в аспирантуре БГУ, работал старшим преподавателем белорусской литературы, продолжил занятия литературным творчеством.
Виктор Железнякович рассказывает, что помнит, как приезжали в родительский дом писатели Максим Танк, Владимир Колесник, Янка Брыль, Иван Мележ и другие бывшие партизаны, но он тогда был еще ребенком. Помнит теплую атмосферу, дружеские беседы за столом. Один раз Максим Танк долго прождал в доме отца, рабочий день, тот куда-то отъехал по делам, но столичный гость так и не дождался, передал привет Павлу Арсеньевичу.
Редкие писательские автографы – это не только краткий экскурс в историю советской белорусской литературы, рассказы о творческих биографиях прозаиков и поэтов, книжных новинках. Но и показательная особенность того времени: советская власть в лице коммуниста Павла Железняковича занималась не только хозяйственной деятельностью, урожаем картофеля, льна, развитием животноводства, молочного производства, – люди того времени любили книгу, много читали, интересовались литературой, дружба с писателями расширяла духовные горизонты, личный кругозор. За руководителями тянулись люди, стыдно было не читать книги, сойдешь за необразованного.
Автограф. “Паўлу Арсеньевічу Жалезняковічу з даўняй, нязменнай павагай і пажаданнем магутнага здароўя і шчасця. Іван Мележ. 15.IV.70. Мінск”.
Ирина ШАТЫРЁНОК