В музее «Замковый комплекс «Мир» хранится большая коллекция осветительных приборов минувших веков

За историю человечества в списке предметов роскоши побывало едва ли не все, что нас окружает. При этом, что для одного поколения было роскошью, для последующего становилось насущной необходимостью. В полной мере это высказывание относится к осветительным приборам. 

История появления первых осветительных приборов начинается с того момента, когда первобытные люди научились добывать и контролировать огонь. Самым первым светильником был обычный факел – символ света и жизни. Во времена Античности люди стали использовать масляные лампы: сначала глиняные, а затем медные, латунные и бронзовые. В лампы наливалось масло (расплавленный жир), в которое опускался один конец фитиля, а второй конец зажигали. Масло поднималось по фитилю вверх и горело. А для освещения храмов по всей высоте во время проведения культовых церемоний древние греки стали использовать различные опоры и подвесы. Так, например, стационарные светильники оснащались треножниками, которые позже были заменены канделябрами.
В музее «Замковый комплекс «Мир» большая коллекция осветительных приборов весьма разнообразна. Ее основу составляют европейские канделябры и подсвечники кон. XVIII – нач. XX веков, которые представлены в экспозиции Северного корпуса. Что такое канделябр? В чем его отличие от подсвечника? В первую очередь, канделябр – это декоративная подставка для свечей с несколькими ответвлениями или рожками. Подсвечник предназначен, как правило, для одной свечи. Таким образом, любой канделябр – это подсвечник, но не любой подсвечник можно назвать канделябром. В те далекие времена было свечное освещение, и в музее «Замковый комплекс «Мир» сегодня освещение максимально приближено по интенсивности света именно к свечному освещению.

Парные канделябры

В экспозиции музея «Портретный зал» на консолях находятся парные канделябры на 5 свечей в стиле Людовика XVI. Золоченые канделябры с патинированными фигурами сидящих путти (образ маленького мальчика) были очень популярны в Европе и в России в XIX веке. Фигуры мальчиков укреплены на рифленых цилиндрических основаниях белого мрамора с плинтами на четырех бронзовых ножках. Нижние части оснований обрамлены иониками, а верхние – лавровыми венками из золоченой бронзы. Лицевые части оснований декорированы растительным орнаментом из листьев аканта, цветов и бутонов лилий и роз. В одной руке путти держат гроздь винограда (инжира), а второй рукой обнимают золоченые стебли с изогнутыми рожками, которые декорированы листьями аканта, цветами лилий и анемонов. Рожки завершаются распустившимися цветами нарциссов: сердцевина – это чашечки (бабешки) под свечу, а лепестки – профитки, в которые стекал проплавленный воск или парафин. Именно профитки в какой-то степени защищали скатерть или столешницу от загрязнения.
Стоит отметить, что подсвечники в парадных залах располагали так, чтобы свет от многочисленных свечей отражался в зеркалах, и это придавало залу дополнительный объем.
Мы должны понимать, что в те далекие времена светильники требовали большого ухода, поэтому в замках и дворцах количество работников было всегда достаточное. Тушить, зажигать, менять свечи, чистить потолки и стены от копоти – все это вменялось в обязанности слуг. Дуть на свечу было совершенно запрещено. Гасили светильники с помощью особого устройства – гасильника, который напоминает колокольчик на длинной ручке. Его на пламя надеваешь, кислород не поступает и пламя гаснет. Что же делали с люстрами? Использовали тот же гасильник, только больших размеров колокольчик и на длинном шесте. Так слуги обходили все залы и гасили свечи.

Гасильник для свечей

Для снятия свечного нагара использовались специальные щипцы, которые имели вид ножниц с лезвиями. Ими подрезали фитиль у свечи, не давая ей чадить и коптить. Такие щипцы располагались на специальном подносе, а иногда могли и крепиться к нему.

Специальные щипцы для снятия свечного нагара

Необходимо уточнить, что время горения светильников «на полном заряде» было приблизительно известно, поэтому все мероприятия, проводимые в тех или иных залах, по времени коррелировали со временем горения свечей. И только когда зал был пуст, меняли свечи: для этого необходимо было затушить огарки, извлечь их из светильников, заменить на новые свечи и снова зажечь. И если с подсвечниками все понятно, то как меняли свечи в потолочных светильниках? Люстры опускались, вставлялись новые свечи. Но зажечь свечи надо было так, чтобы большая их часть загорелась почти одновременно. Поэтому фитили свечей связывались горючей нитью, которую можно было зажечь снизу. Как мы понимаем, такая операция была длительной и трудоемкой.
Прошли века, и в наше время мы все так же, во время семейных торжеств зажигаем свечи, окунаясь в магический мир играющего пламени. Не зря говорят, что можно бесконечно смотреть на огонь, ведь в его пламени можно увидеть исполнение своих желаний.

Анна ЕЗЕРСКАЯ, экскурсовод музея “Замковый комплекс “Мир”