Рассказываем, что такое профессиональный и специальный стаж
ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ
Профессиональный стаж формируется с 1 января 2009 г. (со дня вступления в силу Закона о профессиональном пенсионном страховании). Профессиональный стаж представляет собой продолжительность работы с особыми условиями труда застрахованного лица, в течение которой работодателем за него уплачивались взносы на ППС (подп. 1.7 п. 1 ст. 1 Закона о профессиональном пенсионном страховании). Расчет профессионального стажа производится ФСЗН на основании сведений, представляемых работодателем. Исчисление профессионального стажа производится путем сложения периодов, за которые уплачены взносы на ППС (п. 2 ст. 13 Закона о профессиональном пенсионном страховании).
Взносы на ППС уплачиваются за периоды непосредственной занятости застрахованного лица в особых условиях труда и трудового отпуска. При этом за период трудового отпуска взносы на ППС уплачиваются при условии, что он следовал непосредственно за периодом (днем), в котором работник выполнял работу в течение полного рабочего дня в особых условиях труда и подлежал профессиональному пенсионному страхованию. Выходные и праздничные дни включаются в профессиональный стаж при таких же условиях (ч. 2 п. 1 Инструкции о праве на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, ч. 3 п. 2 Положения об условиях труда для профессионального пенсионного страхования, абз. 2 п. 30 Инструкции о заполнении форм ДПУ).
Стаж работы с особыми условиями труда до 1 января 2009 г. является специальным стажем. Специальный стаж рассчитывается органами по труду, занятости и социальной защите в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении на основании документов, представляемых работодателями.
При определении права на досрочную профессиональную пенсию профессиональный и специальный стаж суммируются. Также они суммируются при назначении трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.
КАК ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. N 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон о ППС) взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются работодателями из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, выделенных на самостоятельный баланс, а также представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, предоставляющими работу в особых условиях труда по трудовым договорам.
Категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, определены статьей 5 Закона о ППС. В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС профессиональному пенсионному страхованию подлежат, в том числе работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах.
Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются работодателем за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования (далее — перечень организации для целей ППС).
Форма перечня организации для целей ППС, указания по ее заполнению установлены постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. N 5. Данным постановлением также утверждена Инструкция по определению формата формы перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования.
Рабочие места включаются работодателем в перечень организации для целей ППС на основании списков и перечней соответствующих производств, работ, профессий, должностей и показателей, учреждений и организаций, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь, с учетом проведенной оценки условий труда на этих рабочих местах.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 6 Закона о ППС оценка условий труда на конкретных рабочих местах работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными (вредными) и особо тяжелыми (тяжелыми) условиями труда, работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, производится по результатам аттестации.
Контроль за правильностью применения списков, перечня и качеством проведения аттестации в отношении работников, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС, осуществляют органы государственной экспертизы условий труда.
Нанимателем в месячный срок после издания приказа об утверждении аттестации (внесении изменений и (или) дополнений в документы по результатам действующей аттестации) представляются в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя документы по результатам аттестации в электронном виде, сформированные посредством автоматизированной информационной системы мониторинга условий труда на производстве (АИС «Мониторинг условий труда на производстве») (п. 15 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. N 253).
Решение о загрузке поступивших электронных документов в банк данных результатов аттестации принимается должностными лицами управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда (подп. 1.4 п. 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. N 73).
Если электронные документы успешно загружены, то в данном случае рабочие места, по которым проводилась аттестация, подлежат включению в перечень организации для целей ППС и влекут обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию.
Начальник Кореличского районного сектора Гродненского облуправления Фонда социальной защиты населения Инна Хорошко