Атака на вирус. Правила домашнего лечения COVID-19: как не пропустить ухудшение состояния
— Сергей Владимирович, что означает понятие «легкая форма вирусной инфекции»?
— Давайте представим болезнь, спровоцированную вирусными инфекциями, в виде айсберга. То, что над водой, — тяжелые формы, которые могут заканчиваться серьезными осложнениями, инвалидностью, смертью. То, что под водой, — легкие формы, при которых вирус получает необходимую «подпитку», однако не убивает и не лишает организм важнейших условий для существования. В процессе эволюции все вирусные и бактериальные инфекции должны становиться легко переносимыми для большинства населения, поскольку, во-первых, ни вирус, ни бактерия не заинтересованы в убийстве своих носителей, а во-вторых, человеческий и животный организмы постепенно адаптируются к любой болезни.
— Формы болезни зависят от дозы возбудителя?
— В обязательном порядке. И это тот важнейший момент, который упускают многие противники масок и социального дистанцирования. Да, ни одно средство индивидуальной защиты не дает стопроцентной гарантии в случае с SARS-CoV-2, поскольку инфекция передается воздушно-капельным путем. Однако маски, особенно в сочетании с дистанцией между людьми в 1,5—2 метра, способны значительно уменьшить дозу возбудителя болезни. Не случайно сейчас по всей стране введен масочный режим, а на предприятиях и в организациях настойчиво рекомендуют отменять массовые мероприятия, включая совещания и т.д., поскольку доказано, что в условиях замкнутого пространства и отсутствии циркуляции воздуха вирус распространяется быстрее. В некоторых западноевропейских и восточных странах в школах, где еще не введены дистанционное обучение и карантин, ученики даже в промозглую погоду сидят за партами при открытых окнах. Многие в шапках, шубках, закутаны по самый нос — но на холоде, в режиме постоянного проветривания.
— Как врачи определяют, легкая форма у пациента или осложненная, можно ему лечиться дома или требуется стационар?
— Лучший метод — измерить пульсоксиметром сатурацию (насыщение крови кислородом) и определить, есть ли у пациента дыхательная недостаточность. Сейчас мы рекомендуем всем людям старше 60 лет иметь такие пульсоксиметры дома — купить их можно в аптеках. Человек пожилого возраста с факторами риска может отслеживать свое состояние каждые шесть часов. Если значение сатурации снижается, нужно обязательно обращаться за помощью к врачу.
Врачи просят пациента регулярно измерять температуру: если она выше 38 градусов и не сбивается жаропонижающими, это уже может говорить о тяжелой форме болезни. Также важно обращать внимание на признаки гипоксии, когда человеку не хватает кислорода и он не может выполнять привычные физические нагрузки, на сильный сухой кашель, который не проходит в течение нескольких дней.
Кроме того, важнейшее значение имеет наличие у пациента сопутствующих заболеваний — самыми опасными, которые могут привести к серьезным осложнениям при COVID-19, считаются сахарный диабет, артериальная гипертензия, ожирение, а также венозная недостаточность.
Вообще, сейчас для медиков основная задача — не допустить, чтобы пациент стал реанимационным. Посмотрите на статистику, которую публикует Минздрав: каждый день выявляют по 1500 новых случаев ковида, 20 % от этого количества — это 300 человек. Если каждый день в наши реанимации будет попадать столько пациентов, это приведет к перегрузке системы здравоохранения. И мы будем вынуждены столкнуться с ситуацией, которая была в Италии в первую волну пандемии, когда врачи решали, кого перевести на аппарат ИВЛ. Поэтому любое, даже незначительное ухудшение состояния больного сейчас отслеживается самым тщательным образом.
— Вы упомянули статистику Минздрава. Но не будем забывать, что это только официально зарегистрированные случаи болезни. А сколько пациентов еще не знают о своем диагнозе?
— И это самый опасный пласт людей — бессимптомные разносчики инфекции, вращающиеся в обществе и заражающие своих родных, друзей, коллег. Сегодня большинство из них — школьники и студенты, а также молодежь, которая ходит на работу. К сожалению, никто из нас не может быть уверен в том, что стоящий рядом в транспорте или очереди человек, коллега или начальник, забежавшая на кофеек подруга не являются носителями
— Мы уже усвоили, что у каждого пациента коронавирус протекает индивидуально, но, может, за прошедшее с начала пандемии время медикам удалось установить какие-то типичные фазы развития болезни?
— Мы условно делим COVID-19 на три фазы. Первая отличается так называемым гриппоподобным синдромом, когда пациент жалуется на высокую температуру, боль в мышцах, общую слабость, кашель, иногда — на рвоту и диарею, потерю обоняния (вопреки устоявшемуся заблуждению, этот симптом встречается примерно в 15—20 % случаев). К счастью, у восьми из десяти пациентов начальная фаза ковида примерно через полторы-две недели заканчивается выздоровлением.
Но есть другая категория больных, у которых начинается вторая — легочная — фаза, которая характеризуется дыхательной недостаточностью, снижением сатурации, сильным сухим кашлем. Как правило, таких пациентов госпитализируют с ковидной пневмонией.
Самая опасная фаза — третья, получившая в медицинских кругах название «гипервоспалительная». К ней пациент может прийти через 8—12 дней после первых симптомов болезни. Это период «цитокинового шторма», когда иммунитет больного готовит чрезмерный ответ на болезнь и в итоге начинает разрушать органы и ткани. Несмотря на то что при гипервоспалительной фазе врачи используют препараты, которые подавляют функции отдельных звеньев иммунной системы и не позволяют ей разрушить организм, благоприятные прогнозы на выздоровление сильно снижаются.
— Как нужно лечиться при легкой форме болезни? Многие начинают принимать оставшиеся в домашней аптечке антибиотики, кто-то бежит за жаропонижающими и отхаркивающими средствами в аптеку…
— Бесконтрольное и бездумное употребление антибиотиков может привести к опасным последствиям — формированию резистентности, когда в организме могут появиться так называемые супербактерии, которые невозможно будет убить лекарственными препаратами. Вирусные и бактериальные инфекции лечатся разными средствами. Противовирусные препараты и антибиотики не обладают перекрестным действием. Антибактериальные препараты неэффективны при лечении вирусных заболеваний, их используют только в случае развития осложнений, но выписать их должен врач и только после сбора всех необходимых анализов. Не нужно усугублять течение болезни, ведь каждый антибиотик имеет свои побочные эффекты, а главная задача пациента сейчас — поддержать свой иммунитет.
Жаропонижающие средства врачи рекомендуют принимать, только если температура перешагнула отметку 38 градусов, в противном случае вы просто не даете своему иммунитету шансов самостоятельно бороться с вирусом.
Что касается отхаркивающих (или секретомоторных) средств, они имеют место быть при сухом кашле, однако здесь лучше положиться на совет вашего лечащего врача.
Очень важно при легкой форме болезни обильное питье — теплая вода, морсы, чаи. Жидкость вымывает из организма токсины. Незаменимый помощник — витамин С, и чем его больше — тем лучше. Не будем забывать, что коронавирус — не единственная напасть в это время года,
ОРВИ и грипп, к сожалению, тоже никто не отменял. Поэтому ешьте лимоны, добавляйте их в чай, в салаты. Многие врачи считают, что хорошую противовирусную защиту обеспечивают три компонента — цинк, селен и витамин D. Цинк угнетает размножение вируса в клетке, усиливает иммунитет. Такое же действие и у витамина D — он вообще крайне полезен белорусам, особенно в осенне-зимний период. Дополнительный прием этого витамина для профилактики коронавирусной инфекции прописан во многих официальных рекомендациях. Селен тоже положительно влияет на иммунитет, кроме того, хорошо защищает наши легкие от воспалительных реакций.
Также призываю всех пациентов с COVID-19, которые лечатся в домашних условиях, как можно чаще проветривать свои квартиры и дома. Даже если опасаетесь простудиться или подхватить радикулит, лучше оденьтесь потеплее, уйдите в другую комнату или на кухню, закройте дверь. Но циркуляция воздуха в помещении необходима.