Госконтроль проверяет детский хоспис в Гродно. В чем суть претензий?
Нашумевшая история с Гродненским детским хосписом получила свое продолжение. И, надо сказать, обстоятельства истории разворачиваются в основном вокруг деятельности руководителя этой организации. В отношении женщины возбудили уголовное дело. Она, кстати, уехала за границу. Чтобы внести ясность, некоторые детали дела раскрыл Комитет государственного контроля Беларуси, сообщает ОНТ.
Олег Стребков, главный врач Гродненского областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики: «На базе дома ребенка сейчас создан кабинет врача, который курирует всю паллиативную помощь детям, находящимся в Гродненской области и Гродно. С врачом работает медсестра и психолог. Доктор еще будет выполнять выездную функцию с посещением родителей и детей, которые нуждаются в паллиативной помощи на дому».
Сегодня в Гродненском регионе в паллиативной помощи нуждаются более 150 детей. Цифра не зашкаливает, говорят врачи. В областном центре помогают в городских поликлиниках, на базе которых созданы необходимые условия. В райцентрах – при местных больницах – если есть необходимость. Главная задача паллиативной помощи – облегчить боль безнадежно больного ребенка. И постоянно улучшать качество жизни. На результат здесь работают все: государство, благотворительные организации, волонтеры.
Ирина Добренко, главный внештатный специалист главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома по паллиативной помощи детям: «При посещении таких деток на дому мы хотим слышать и стараемся услышать потребности ребенка, потребности родителей. При необходимости – консультации узких специалистов, невролога, ортопеда. Благотворительные организации действительно помогают. К деткам приезжают дефектологи на дом, психолога консультация есть, если нужно ребенку или маме».
Аппарата, который позволил бы Даше дышать в домашних условиях, так и не дождались. А тот, что привезли сотрудники хосписа, по словам персонала, не подходит. Да и не детский он совсем.
Нина Мороз, главная медсестра Гродненского областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики: «Без документов, без ТО, без сертификата ничего не было. Одна сумка и аппарат. Когда пришел реаниматолог, он посмотрел и сказал – этот аппарат нам вообще не подходит, он больше подходит для взрослого человека, и они приехали и забрали. Это было в 2018 году. Но вот правда или нет, что они в 2020 году в октябре опять нам привезли оттуда же аппарат. Это был тот же самый аппарат».
Аппарат сейчас проходит экспертизу. Мама Даши после этой истории не стала устраивать разбирательств. Посчитала, что незачем – ребенку (пусть и другие люди) всю необходимую помощь оказали. Но другие родители молчать не стали. Из-за неоднократных жалоб (не только граждан, но и юридических лиц) в отношении хосписа Госконтроль начал проверку. И вот что сотрудникам ведомства удалось выяснить.
Нашли в деле и зарубежный след. По информации Госконтроля, пока собирали на аппарат для Даши, хоспис попросил у заграничных спонсоров профинансировать еще четыре аппарата ИВЛ, в том числе и для девочки. Те помогли, но передали не деньги, а аппарат. Немецкая фирма в мае 2018-го отчиталась – технику отправили, но не в Беларусь. В ноябре того же года директор отвечает письменной благодарностью и сообщает, что ИВЛ достался не Даше, а другому подопечному хосписа – Владиславу. Но семья мальчика узнала об этом только в 2019 году и сразу же отказалась – не просили ведь. Из материалов дела, немецкая техника в марте того же года была в госпитале польского Белостока. Ее никто не забирал. А на момент проверки аппарата с таким серийным номером в хосписе не оказалось. Где он сейчас – выясняют.
Случай с Дашей – не единственный. Вскрылись и другие факты незаконного использования спонсорской помощи директором хосписа.
Татьяна Слабыш, начальник управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета госконтроля Гродненской области: «В августе 2020 год хоспис получил спонсорскую помощь от двух субъектов хозяйствования на оздоровление детей в лагере «Неман-72». Однако, как установлено в ходе проверки, хоспис не заключал договоры на оздоровление детей».
Не проводилась и инвентаризация. Проще говоря, все переданное имущество не подвергалось учету, рассказали в Госконтроле. Спонсорской помощью, предполагают в ведомстве, могли злоупотреблять. В отношении директора хосписа возбуждено уголовное дело – как раз в хищении женщину и подозревают. Наказание по статье – вплоть до 10 лет лишения свободы. В головном офисе хосписа сейчас пусто. Закрыты все кабинеты. Директорский – тоже. Руководитель хосписа сейчас находится за рубежом.
Главный вопрос – что будет с детьми, подопечными хосписа? Но повода для беспокойства нет. Они по-прежнему остаются под защитой государства и находятся на учете в Гродненском центе социального обслуживания (хоспис играл вспомогательную роль). И медицинскую, и любую другую помощь им оказывают в полном объеме. Рассказали и о планах на следующий год.
Людмила Кеда, начальник главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома: «Мы хотим организовать центр, где будет возможность побеседовать и самим пациентом, и родственникам пациентов одновременно с психологом, психотерапевтом. Мы будем приглашать священников любых конфессий, я думаю, они тоже отзовутся на наши призывы».
Тем временем, Госконтроль продолжает проверку. И вопросы по части соблюдения закона возникли лишь к директору хосписа. Как озвучили в ведомстве, перечисленные факты хищения – далеко не единственные. Подопечных, а все они на своих местах, эта история не касается, уверяют в ведомстве. Важно понимать, что хоспис, как благотворительная организация, может и даже должен сохраниться. В остальном ничего не поменялось – только вот за нарушение закона, если вина будет доказана, ответственным лицам придется отвечать.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!