Руслан Абрамчик: «Каждое новшество в Кодексе об образовании направлено на создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса»
– Кодекс об образовании является основным и самым веским документом в образовательной сфере. Сейчас назрела необходимость внести в законодательство определенные изменения, которые бы описывали текущую действительность системы.
Одной из важнейших новаций Кодекса следует назвать унификацию структур учреждений образования: уйдет такая формулировка, как «ясли-сад», останутся просто детские сады и дошкольные центры развития ребенка. Подобные изменения коснутся и средних специальных учебных заведений. Все учреждения профессионально-технического и среднего специального образования согласно новому Кодексу будут называться профессионально-техническими колледжами. Это не значит, что будут закрыты лицеи. Они останутся теми же учреждениями, дающими подготовку на уровне профессионально-технического образования, изменится, по факту, лишь название.
На мой взгляд, подобное решение полностью оправдано. Важно подчеркнуть, что оно позволит избежать введения в заблуждение граждан. К примеру, некий индивидуальный предприниматель, который преподает курсы, использует для раскрутки личного бренда слово «университет». Люди, приходя в подобное заведение, платят деньги и на выходе не получают никакого документа государственного образца, подтверждающего полученные знания. Кроме того, мы сталкиваемся с рядом организаций, которые, не регистрируясь как учреждения образования и не проходя аккредитацию, оказывают образовательные услуги, называясь школами, гимназиями. Или с тем, как обучают детей школьного возраста на дому, в дистанционном формате, не неся при этом ответственность ни за безопасность детей, ни за качество знаний.
Среди важных изменений – внедрение инклюзивных подходов в организацию образовательного процесса. Это будет обеспечивать постепенный уход от специальных учебных заведений для детей с особенностями психофизического развития и способствовать внедрению инклюзивной модели, когда особенный ребенок сможет обучаться в любом учреждении образования. Данный вопрос, конечно, требует серьезной работы в подготовке педагогических кадров, чему мы уделим необходимое внимание на всех уровнях. Пользу, безусловно, в первую очередь получат семьи, где воспитываются дети с особенностями развития.
Нельзя не отметить и использование модульного принципа в организации образовательных программ путем сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования. Сегодня самым современным оборудованием оснащены ресурсные центры, которых в Гродненском регионе шесть. Благодаря изменениям в Кодексе об образовании мы сможем обеспечить подготовку в этих учреждениях учащихся профтехов из любой области Беларуси. Учащиеся, например, из Витебска смогут приехать в наш ресурсный центр, в течение недели освоить программу на современном оборудовании и продолжить дальше обучение в своем колледже. Такой же модульный принцип можно будет осуществлять в учреждениях общего среднего образования.
В целом изменений действительно много, и большинство из них необходимы для того, чтобы отвечать вызовам современного общества. И хоть впереди нас ждет еще второе чтение депутатами, уже можно говорить о том, что каждое, даже самое незначительное новшество, внесенное в Кодекс, будет направлено исключительно на развитие системы образования нашей страны, создание современных и максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса.