Чем закончится военная спецоперация России, почему вступление украинцев в НАТО – иллюзия и стоит ли бояться санкций Запада. Об этом – в специальном блиц-интервью с аналитиком БИСИ Алексеем Авдониным
Россия не отступит от проведения специальной военной операции.
Ситуация в Украине продолжает оставаться под прицелом всех мировых СМИ. Когда и с каким исходом закончится российско-украинский конфликт? Чем обернутся попытки Запада перевернуть ход игры в свою пользу и чем чревато нежелание руководства Украины признавать свои ошибки? Ответы на эти и другие вопросы – в специальном блиц-интервью с политологом, аналитиком Белорусского института стратегических исследований Алексеем Авдониным.
– Алексей Алексеевич, весь мир внимательно следит за происходящим в Украине. На ваш взгляд, какого развития ситуации ожидать?
– Нужно четко понимать, что Россия не отступит от проведения специальной военной операции на территории Украины, будут достигнуты все цели по денацификации и демилитаризации на украинской территории. И даже совместные попытки коллективного Запада этому препятствовать, включая поставки в Украину военной техники и обученных наемников, не остановят Российскую Федерацию. Это может означать только одно: в скором времени мы, скорее всего, увидим совершенно иную Украину с другим правительством. Но главное – эта страна больше не будет представлять угрозу. На ее территории не будут формироваться диверсионные группы, не будут работать различные центры психологических операций, которые работали, в том числе против нас, в 2018–2021 годах. Украина вновь станет нашей братской страной, вовлеченной в интеграционные процессы в рамках Союзного государства и в рамках ЕАЭС.
– Но пока Европа бьет по России санкциями. Как Вы думаете, выстоит ли российская сторона под таким санкционным давлением и скажется ли это на Беларуси? Ведь экономика наших стран все больше интегрируется.
– Россия не только выстоит, но и будет дальше поступательно развиваться. Санкции со стороны стран Запада в первую очередь обернутся негативом для них самих. У Беларуси и России есть альтернативы по поставкам своей экспортной продукции на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки, которые неподконтрольны Евросоюзу и даже выступают оппонентами крупных западных корпораций. Нужно понимать, что Запад не контролирует весь мир, и вся та иллюзия, которую он пытается создать якобы о возможности влиять на финансовое и экономическое состояние стран Союзного государства, не имеет под собой основания.
– Прошли уже три раунда переговоров между Россией и Украиной. Но пока конкретных договоренностей добиться так и не удалось.
– Я бы не назвал переговоры безрезультатными. Три прошедшие встречи российской и украинской сторон на территории Беларуси говорят только об одном: точки соприкосновения есть. В первую очередь по организации гуманитарных коридоров и обеспечению безопасности мирных граждан. И сейчас главное, чтобы Украина выполняла свои обязательства в рамках достигнутых договоренностей и обеспечивала вывод людей по гуманитарным коридорам не только в сторону Запада, но в сторону России и Беларуси.
Что касается следующего этапа переговоров, повторюсь, каким бы ни был их исход, Россия от своей цели не откажется. И здесь уже вопрос за украинской стороной: как долго они будут жить иллюзиями, что ЕС и НАТО откроют для них свои «двери». Мы понимаем: для того чтобы страна вошла в НАТО, необходимо, чтобы у нее не было территориальных споров. Поэтому Украина при поддержке НАТО планировала начать активную военную операцию против Донбасса, тем самым пробив себе дорогу в Североатлантический альянс. Но только специальная военная операция России не позволила сбыться этим планам.
– Все мы видим, как под шумок в этот конфликт пытаются втянуть Беларусь. Множество фейков и инфопровокаций появляется в медиапространстве. В частности, о том, что наших мужчин якобы мобилизуют, не выпускают из страны и прочее…
– Любые фейки строятся на управлении эмоциями. Если вы видите, что та или иная новость вызывает у вас волнение, тревогу и выводит вас на негативные эмоции, то это, скорее всего, фейк. Любая официальная информация по своему изложению строится очень корректно, она направлена на донесение официальной позиции. Но никак не на управление эмоциями. Есть официальные каналы коммуникации – сайты, соцсети, мессенджеры, куда можно делать запросы и получать достоверную информацию по волнующей теме.
А что касается участия военнослужащих Беларуси в военной операции на Украине, то сегодня, пожалуй, уже каждый понял, кому и для чего выгодно распространять этот фейк. Наша армия реализует задачи по обеспечению безопасности и прикрытию северных и западных рубежей, но исключительно на территории Республики Беларусь.
– К слову, недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил необходимость усиления южной государственной границы. О чем это может говорить, стоит ли опасаться нам за свою страну?
– На территории Украины сосредоточены огромные ресурсы вооружения и военной техники стран НАТО. Как бы стороны Альянса ни пытались отрицать свое участие в этом, в действительности воинственность украинцев настораживает. Поэтому, разумеется, нам необходимо защищать свои границы, в частности свои южные рубежи. Хотя очень долгое время мы считали Украину невраждебной для нас, мы видим, как страны НАТО активно используют эту территорию в своих интересах. Конечно, от истинного украинского народа угрозы для нас нет. Угроза идет от националистических подразделений и тех граждан Украины, которые заряжены националистической, фашистской идеологией.
– Понятно, что к обострению ситуации в Украине, в том числе к накалу отношений с братскими государствами, привели ошибки украинских властей, а также нежелание эти ошибки признавать. Нет сомнений и в том, что власть любой страны в первую очередь должна заботиться о своем народе и его интересах. В пример можно привести Беларусь и недавно принятую обновленную Конституцию – основополагающий закон, который станет опорной точкой для развития нашей страны по многим направлениям.
– Действительно, изменения и дополнения в Основной Закон нашей страны усиливают его сразу по нескольким направлениям. Первое – это повышение устойчивой системы управления нашей страной в период нестабильности тех или иных избирательных циклов. Чтобы иностранные политтехнологи, которые работают против нас, не могли раскачать белорусский народ, привести его к безвластию и тем самым к потере суверенитета и независимости. Следующий аспект касается повышения уровня народовластия через придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию. Это значит, что теперь каждый белорус в рамках Основного Закона и последующих законодательных актов может быть вовлечен в процесс государственного управления. Ранее процесс вовлеченности граждан осуществлялся непосредственно через депутатский корпус. Сейчас же предусматривается включение граждан в состав ВНС через организации, госведомстваа либо через гражданское общество. Все это укрепит систему народовластия и не даст прийти к власти тем персонам, которые на каком-то этапе могут предать белорусский народ и действовать в интересах третьих сил или стран коллективного Запада, что мы не раз наблюдали в истории, в том числе бывшего Советского Союза. Третий, самый важный аспект – это укрепление в Конституции наших традиций, исторической памяти и идентичности. Современные технологии как раз предусматривают разрушение традиций народа для того, чтобы сделать из нации так называемую общность людей, которыми легко управлять, манипулировать и у которой нет истории, ценностей и традиций. Такой народ в результате начинает пропагандировать интересы третьих стран, а не свои. Мы знаем и помним, что в Беларуси только за последние годы этот сценарий реализовать пытались не раз. А потому и закрепили в своем Основном Законе нормы, которые этого сделать не позволят.