Армия Крайова: история расстрелянной учительской семьи в совместном цикле публикаций прокуратуры области и «Гродзенскай праўды»
Новый совместный проект прокуратуры Гродненской области и редакции газеты «Гродзенская праўда».
После освобождения Красной Армией территории СССР от немецко-фашистских захватчиков общественно-политическая обстановка в ее западных областях осложнялась присутствием белорусских, польских, литовских и украинских националистических вооруженных формирований и групп, ставивших при всех своих разногласиях общую цель – борьбу с советской властью. Наиболее активной политической и военной силой в Западной Беларуси была Армия Крайова (АК), а после ее роспуска – постаковские вооруженные подразделения.
Следственная группа Генеральной прокуратуры в ходе производства по уголовному делу о геноциде мирного населения в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период расследует более 280 эпизодов преступлений, совершенных участниками АК на территории современных Волковысского, Вороновского, Зельвенского, Ивьевского, Лидского, Мостовского, Новогрудского, Ошмянского и Щучинского районов. Установлены свыше 800 человек, погибших от рук «белополяков», как их тогда называли в наших местах.
Предлагаем вашему вниманию новый совместный проект прокуратуры Гродненской области и редакции газеты «Гродзенская праўда». В серии публикаций мы рассказываем, что пришлось пережить населению гродненских земель в середине прошлого века. Восстанавливаем реальные истории, чтобы новое поколение понимало, насколько страшна война идеологий, когда брат идет на брата, когда не немецко-фашистский захватчик, а односельчанин или житель соседней деревни отнимает жизнь у своего же земляка – белоруса, русского, украинца, поляка – только потому, что тот мыслит иначе. И как страшен геноцид – истребление людей по этническому признаку, политическим, религиозным или национальным мотивам либо на основе любого другого произвольного критерия.
Короткое счастье Каминских
Летом 1947 года оборвалась жизнь учителей Каминских из деревни Великая Весь (ныне Великое Село) Василишковского сельсовета. Их расстрелял И. Малюкевич (псевдоним Яшемб) и еще один неизвестный. Об этом убийстве во время допроса в 1949 году рассказал Зыгмунт Олехнович, он же Гром, адъютант Олеха, в том же году осужденный к 25 годам лишения свободы.
Старожилы Великого Села помнят, как после войны в деревне появился учитель Каминский – темноволосый, худощавый, в военной шинели, солдатской гимнастерке. Приехал из Витебской области. Веселый, искренний, активный. Здания школы тогда в деревне не было, учились по домам. Каминский хотел организовать настоящую школу и добился, чтобы в Великое Село перевезли под школу просторный пустующий дом из Тальмовщины, хозяин которого уехал в Польшу.
А вот что рассказывала о Софье Каминской ее подруга Галина Шакалова (книга «Память» Щучинского района):
– Мы познакомились с учительницей Софьей Каминской, которая приехала сюда из Восточной Беларуси, в 1946 году на учительской конференции. Соня работала в Калечицах, я – в Старых Герниках. Обе были комсомолками, участвовали в выборах, собирали зерно у единоличников, выполняли все, что поручала организация. Соня была мечтательницей, мечтала о большой школе, изобилии учебников…
В то время не все местные жители понимали советскую власть, многих пугало слово «колхоз», ломались взгляды, мировосприятие, сложившееся за десятки лет. Зажиточные крестьяне угрожали сторонникам коллективизации, с недоверием относились к учителям. Мы не один раз получали записки с угрозами. От нас требовали уехать. Бывало такое, что приходили в школу, а парты вынесены на улицу, все перевернуто вверх дном… Однажды нас предупредили, чтобы мы не ночевали дома. В ту ночь бандиты зверски избили 13 человек – комсомольцев, активистов, среди которых были фельдшер, его жена и ребенок. А потом Соня сообщила, что влюбилась в своего коллегу. В конце лета они поженились, и она переехала в Великое Село.
Рассказывает жительница деревни Великое Село С. Седлер (допрошена в качестве свидетеля в 2021 году):
– В 1947 году в нашей деревне появились молодые учителя. Сначала Иосиф Каминский один квартировался в доме моей матери, а когда образовалась молодая семья, супруга переехала к нему. Мне тогда было всего три года, потому события воспроизвожу со слов мамы. Каминские вместе прожили буквально две недели. Однажды летней ночью к ним в окно постучали. Послышался звон разбитого стекла. И крик Сони.
Мама в тот момент тоже находилась дома, лежала с нами на кровати. Убийцы вошли, накрыли ей лицо покрывалом, обозвав нецензурным словом и сказав: «Лежи, не то убьем тебя и твоих детей». После убийства Каминских эти люди ушли, а мама вывела нас из дома, и мы за кустом сирени просидели до утра…»
По другой версии, которую до сих пор транслируют некоторые старожилы, мужа и жену Каминских убили прямо в их постели, они даже не успели проснуться…
Осенью местных ребятишек приняла новая школа, которую строил Иосиф Каминский и в которой мечтал сеять разумное, доброе, вечное вместе с любимой Соней. Супругам Каминским в деревне установлен памятник, за ним нынче ухаживают учащиеся Головичпольской средней школы.
Спустя месяц был убит житель этой же деревни 22-летний Иван Арабчик. Пройдя дорогами войны, он дошел до Берлина, демобилизовался в 1947-м, вернулся в родную деревню с намерением строить мирную жизнь. Его пригласили на танцы в Щучин, а по дороге… расстреляли. За что? Этот вопрос до сих пор задает себе племянник Ивана.