От ледникового периода до виртуальной экскурсии: репортаж из музея средней школы городского поселка Мир

В сердце древнего Мира

От ледникового периода до виртуальной экскурсии: корреспондент «СГ» познакомилась с интересными фактами истории старинного местечка на Гродненщине, пишет  sb.by.

В какой бы район страны ни завела журналистская тропа, и уютная деревушка, и колоритный агрогородок обязательно пригласят туда, где всегда найдется чему удивится, — в краеведческие музеи. Как волшебные шкатулки, они для каждого посетителя открывают сокровища. Один из таких находится в средней школе городского поселка Мир Кореличского района.

Две с половиной тысячи уникальных экспонатов и сотни экскурсий в год. Для желающих прикоснуться к удивительному прошлому живописного уголка педагоги и учащиеся подготовили массу сюрпризов. Совершить прогулку на тысячелетия назад здесь можно и виртуально, в том числе из любой точки мира. Текстовое сопровождение ведется на четырех языках: русском, белорусском, английском и испанском.
 

Привет от неандертальцев

Музею без малого шестьдесят лет. Почти сорок он носит звание «народный» и с лихвой его оправдывает. В чем секрет? Ответ дает руководитель музея Валерий Брант: здесь аура необычная, а дух истории — на каждом шагу.

— Все когда-то начиналось с маленькой комнаты, — рассказывает Валерий Иванович. — А экспонаты собирали хорошие люди, оттого и атмосфера у нас позитивная. Яркая фишка музея: посетителям разрешается прикасаться к предметам экспозиции. Нет у нас правила: стоять, слушать, смотреть. Каждый любознательный может взять лук, дошедший до нашего времени из каменного века, и своими руками ощутить, как непросто было пращурам так прицелиться, чтобы убить многотонного мамонта. Кстати, не всякий городской житель сумеет с ходу правильно взять в руки лук и стрелу.

Руководитель музея Валерий БРАНТ.

Рассматриваем осколок глиняного горшка с причудливыми узорами. Сложно представить, но этот раритет — свидетель событий, происходивших еще до нашей эры. В экспозиции представлены и другие «прылады працы» первобытного человека: груз для рыболовной сети, кремниевые резцы, скребки.

— Эту ручку от глиняного горшка ручной лепки нашел, когда копал картошку на своем участке, — говорит Валерий Брант. — Экспонат — след последнего ледника. Мы его мило называем «катыш», потому что он имеет гладкую поверхность, как куриное яйцо. Ведь когда ледник уходил, то все под собой проворачивал, шлифовал.

Внимание привлекает инструмент, который, судя по рукоятке, изготовлен в период, когда жили неандертальцы. Указывают на это выемки для пальцев: как известно, большой палец руки у них не отстоял от кисти. Берем предмет труда, примеряемся: действительно, удобно, когда все пять пальцев прижаты друг к другу. Вот тебе и ощутимая связь с прошлым.

Останавливаемся возле экспоната, напоминающего деревянные колодки. Оказалось, что это уже не каменный век, а наше время.

— После войны людям, кроме крова и пропитания, нужна была одежда и обувь, а в магазин не пойдешь, ничего не купишь, — поясняет Валерий Брант. — Миряне нашли выход: создали артель по производству башмаков. Колодки — это своеобразный трафарет, по которому прямо на ноге человека изготавливали обувь, подгоняя под нужный размер. Подошву подшивали деревянными гвоздиками, вытесанными именно из клена.
 

В мире и согласии

Из каменного века переносимся в Средневековье. И тут сразу несколько особенностей, подчеркивает наш собеседник. Уже в те далекие времена и стали зарождаться первые ростки нашей пресловутой толерантности и миролюбия. На перекрестках исторических событий, начиная с XIII века, в Мире появляются татары, потом евреи, затем цыгане. Примечательно, что за всю историю местечка не было ни одного конфликта на этнической или религиозной почве.

— Времена были разные, когда храмы одной ветви христианства переходили под крыло другой, но между прихожанами при этом царил мир и взаимопонимание, — отмечает Валерий Брант. — В источниках зафиксирован случай. В местной Свято-Троицкой церкви был пожар. И все, кто мог, независимо от вероисповедания помогали восстанавливать храм чем могли. Местные евреи удивились, как священник справедливо распределил собранные пожертвования. За честность даже преподнесли батюшке свой золотой семирожковый светильник — менору. И сейчас святыня хранится как дорогой дар за Царскими вратами в православном храме Мира. А в музее школы можно увидеть настоящий фрагмент Торы.
 

Горшок со звуковым эффектом

Поздороваться с керамистом-плиточником XVII века. Как вам такая идея? В музее ее можно осуществить, приложив руку к печному изразцу с рельефным отпечатком ладони мастера.

Еще одна колоритная особенность — «збаны».

— Они все как будто оплетены «дротам», — подчеркивает Валерий Брант. — Обварная керамика, закаленная. Вот такую посуду можно смело ставить в печь. Будущие хозяйки, приходя в музей, учатся выбирать правильный горшок, постукивая палочкой по его стенке. Если звучит звонко, то «збанок» хороший, если коротко и глухо, значит, есть трещина.
 

История военных лет

В музее можно увидеть карту расположения войск Наполеона во время боя под Миром 8—9 июля 1812 года, который вошел в историю как первый крупный успех русской армии в Отечественной войне 1812 года. Сражение подняло дух отступавших на то время российских войск. Благодаря этому успеху войска Багратиона два дня отдыхали и смогли спокойно дойти до Несвижа.

Далее наш взгляд цепляется за фото молодой женщины и множество адресованных ей писем. Эта часть экспозиции посвящена уроженке Мира, участнице Февральской и Октябрьской революций Вере Слуцкой (настоящее имя Берта Колмановна Слуцкая). Она была расстреляна под Петроградом и стала первой женщиной, погибшей за революцию.

В музее ученики школы часто выступают в роли экскурсоводов. Часть экспозиции посвящена теме Великой Отечественной войны и фактам, свидетельствующим о геноциде белорусского народа в страшные 1940-е.

— Детям специальную тематику не подбираем. Они должны знать правду — без прикрас. Вот хроника Мирского гетто, например. Рассказываем ребятам, кто убивал и как. Мы обязаны память о прошлом передавать, иначе родную землю нам не уберечь, — считает руководитель музея.