В Кореличском районе дети с инвалидностью участвуют в инклюзивных мероприятий
В Беларуси социальная защита людей с инвалидностью является одним из приоритетов государственной социальной политики и направлена на улучшение качества жизни инвалидов, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями, проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.
Много примеров свидетельствует о том, что во многих странах инвалиды, особенно с психическими расстройствами, рассматривались целиком отличными от других членов общества и как таковые дискриминировались и даже преследовались. Так, например, в Германии при нацистах их отправляли в концентрационные лагеря и уничтожали. Нацистские вожди выделили психически больных в отдельную нежелательную группу, подлежащую уничтожению вместе с евреями, цыганами и некоторыми другими «неполноценными» расовыми группами. И даже после второй мировой войны инвалиды повсюду подвергались дискриминации и сегрегации. Некоторые известные учёные утверждали, что психически больные дети не достойны жизни, призывая таким образом к актам геноцида. Этим лицам отказывали в признании их гражданских и политических прав. Такое положение побудило многие неправительственные организации и правозащитников к организации кампаний в защиту прав этих лиц. Они требовали от властей принятия действенных мер их защиты. С течением времени дискриминация против инвалидов была признана на официальном уровне, и в результате во многих странах были приняты законы, направленные на борьбу с ней и на её предотвращение.
В настоящее время как само собой разумеющееся воспринимается то, что принципы недискриминации и равенства лежат в основе поощрения и защиты прав человека в целом, и прав инвалидов в частности. Также является общепризнанным то, что равенство и недискриминация не предполагают одинакового отношения ко всем членам общества. Поэтому получили признание концепция и практика позитивных действий в отношении инвалидов, таких как обеспечение доступности для них зданий и транспорта, печатание книг и других материалов шрифтом Брайля для слепых и предоставление других вспомогательных услуг и устройств, «с тем чтобы содействовать им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав». Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов провозглашают следующее: «Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества».
Формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями фактор недопущения дискриминации людей с инвалидностью. Вовлечение инвалидов в жизнь общества является важнейшим условием обеспечения прав человека, достижения устойчивого развития государства. Система образования в Беларуси предоставляет право получить образование каждому ребенку-инвалиду, в наших школах и детских садах обучаются и воспитываются дети-инвалиды всех возрастов. Поэтапно в учреждениях образования района создаются специальные условия для детей-инвалидов. Так, в ГУО «Детский сад №2 г.п. Кореличи» создана универсальная «безбарьерная» адаптивная образовательная среда с учетом комплексного подхода: установлен речевой информатор для инвалидов в фойе, вывеска у входа в фойе со шрифтом Брайля, установлены в санузле дошкольной группы металлические поручни, имеется кнопка вызова персонала, оборудованы три пандуса у входа в здание, установлен металлический индикатор с противоскользящей лентой на первой и третьей ступени у входа.
В учреждении специального образования ГУО «ЦКРОиР Кореличского района» специалистами ведется целенаправленная работа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам, способствующая их социализации, дальнейшей адаптации в обществе, путем расширения их социальных контактов со здоровыми сверстниками, проведения творческих мероприятий и выставок. Обучающиеся в ЦКРОиР и дети-инвалиды района регулярно участвуют в инклюзивных районных и областных мероприятиях. Так, учащиеся ЦКРОиР совместно с педагогами подготовили выставку работ в технике пластилинография «Наследие истории глазами детей» с презентацией о путешествии по памятным местам Кореличского района», приуроченную к Году исторической памяти на республиканский фестиваль художественного творчества «Вяселкавы карагод». Дипломом 2 степени был награжден учащийся 7 класса ЦКРОиР Лопарев Николай в номинации Декоративно-прикладное творчество, учитель Самец О.В. Видеоролик о воспитаннице ГУО «Детский сад №2 г.п. Кореличи» был отправлен на областной конкурс «Мир един для всех»; дети-инвалиды, обучающиеся на дому, участвовали в областной благотворительной акции Гродненского областного отделения «Белорусского детского фонда» «Сколько стоит детская улыбка». Ежегодно в декабре проводятся выставки фотографий и творческих работ детей-инвалидов «В ожидании чуда», «Новогодние узоры». Представители различных общественных организаций и других учреждений образования активно участвуют в жизни обучающихся ЦКРОиР.
Такие мероприятия способствуют улучшению самооценки и собственной значимости детей-инвалидов; формированию правил социального поведения, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Благодаря этому заметно повышается готовность широкой общественности признавать право ребенка-инвалида на социализацию. Давайте и мы с вами станем примерами отношения принятия, уважения, понимания, поддержки и даже любви к детям-инвалидам.
Наталия СУХОЦКАЯ,
заместитель директора по основной деятельности ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»