Как Хатынь стала символом скорби и почему у Александра Лукашенко особое отношение к таким знаковым местам
Проект «По факту: решения Первого».
«Когда сооружался этот мемориал, считали, что погиб каждый четвертый. Но мы знаем, что погибших, умерших было значительно больше. В Беларуси в земле лежит каждый третий, каждый третий погиб от этой страшной войны. Нацисты планировали истребить наш народ, очистить для себя на нашей земле жизненное пространство. Мирные жители Хатыни собой заслонили нас, уберегли будущее поколение. От имени белорусского народа хочу поблагодарить вас, Владимир Владимирович, вас, уважаемый Леонид Данилович, за то, что вы в канун независимости нашей страны, в канун 60-летия освобождения Беларуси от фашизма вместе с нами, с этими убеленными сединой ветеранами, героями, которые стоят здесь перед нами, с жителями нашей страны», — выразил благодарность глава белорусского государства российскому и украинскому коллегам во время посещения Хатыни в 2004 году.
Как на месте Хатыни появился нетипичный для Советского Союза мемориальный комплекс
Хатынь — собирательный образ всех сожженных белорусских деревень в годы Великой Отечественной войны. В мемориальном комплексе есть их символичное кладбище. На нем увековечена память о 185 населенных пунктах, 186-я невозрожденная деревня — сама Хатынь. А «Символические деревья жизни» — это 433 поселка, сожженные нацистами вместе с жителями, но восстановленные в послевоенный период. Могли ли представить создатели комплекса, что спустя десятилетия эти цифры увеличатся в несколько раз? По последним данным Генпрокуратуры, только в ходе предварительного расследования дополнительно установлено более тысячи населенных пунктов, частично или полностью уничтоженных в годы Великой Отечественной. Среди них более 30 — сестры Хатыни. Изначально на месте захоронения останков сгоревших в огне хатынцев установили три креста. Позже — скромный бетонный обелиск со звездой, который простоял до 1964 года. Затем появилась «Скорбящая мать».
Директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский рассказал о трудностях, которые возникли на первоначальном этапе строительства: «Неопределенность со статусом объекта была вполне оправдана в то время. На возведение комплекса такого масштаба в союзном бюджете статья расходов не предусматривалась. Кроме того, подобную стройку нужно было бы начинать с утверждения проекта в Москве. Видимо, присутствовали опасения, что на союзном уровне его не утвердят. Поэтому все ретушировали. Да, на уровне БССР в прессе строительство освещалось. Тайны никто не делал, но подавалось все чуть ли не как создание памятника на месте сожженной деревни».
Конкурс на создание проекта мемориала объявили в марте 1967 года, в котором победил коллектив авторов: архитекторы Градов, Занкович, Левин, скульптор, народный художник БССР Селиханов. Это они придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб и до боли пронизывающий звон колоколов.
«Мемориал действительно отличается своей несоветскостью. Он абсолютно заземленный и лишенный помпезности, соответствует образу небольшой Беларуси. И, наверное, в то время это был единственный на территории СССР мемориал, а не памятник, посвященный трагедии именно мирных жителей в годы войны. Это был полностью внутрибелорусский проект. Конечно, гранит везли из Украины, мрамор — из России, но покупали-то за счет средств республиканского бюджета», — подчеркнул Артур Зельский.
Какими страшными воспоминаниями поделился единственный выживший свидетель трагедии в Хатыни
Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года. Началась церемония в Минске. У Вечного огня был зажжен факел и поднесен к чаше, установленной на бронетранспортере, который направился в Хатынь. Митинг собрал тысячи людей, которые из первых уст услышали эту обжигающую душу историю.
«Як я ўспомню Хатынь, так у мяне сэрца кроўю абліваецца. Сярод дня 22 марта награнуў фашыст, акружыў, абстраляў, людзей сагнаў у сарай, дзверы закрыў, хаты запаліў. А тады і сарай запаліў. Крышы саламяныя зверху запаліў. Агонь сыпіцца на галовы. Людзі дзверы выламалі, сталі вылазіць. Стаў з аўтамата біць. Как-нібудзь выхадзіць, няма куды выхадзіць. Бьюць у дзвярах. Выдвігаю сына, каб толькі сына, памагаю, каб яму выйсці з агня, каб ён вылез. Крычыць: спасай! Я нагнуўся яго выручаць. Ен скончыўся у мяне на руках. Яны жарылі па мне, пуля прайшла мне ў плячо», — прозвучал на открытии мемориального комплекса крик души Иосифа Каминского, единственного выжившего взрослого свидетеля хатынской расправы. Возможно, судьба подарила ему жизнь как раз для того, чтобы рассказать всему миру правду о том страшном дне. Память о нем и всех жертвах фашизма до сих пор жива.
«След этих огненных лет навеки впечатан в генетическую память народа. И сегодня, у Вечного огня, мы вновь переживаем яростную силу борьбы и горечь утрат. Ощущаем в себе непокоренный дух бойцов гарнизона Брестской крепости и защитников Днепровского рубежа, стойкость героев Ушачского прорыва и Минского подполья, боль сожженных детей Хатыни, тысяч узников гетто и лагерей смерти. Помним ликование минчан в июле 1944-го, слезами радости встречавших советских солдат. Так давайте поклонимся тем великим годам. Тихо, по славянскому обычаю помянем погибших. Вечная слава героям, освобождавшим Родину, и вечный позор агрессорам и предателям, уничтожавшим наш народ!» — заявил Александр Лукашенко на церемонии возложения венков к монументу Победы 9 мая 2012 года.
Какую роль сыграл Президент Беларуси в восстановлении мемориального комплекса «Хатынь»
Время беспощадно ко всему, в том числе монументам. После распада союза мемориал начал приходить в упадок. Решение Первого — к 60-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков полностью восстановить комплекс. Белорусы толокой возродили святыню. Тогда в памятную дату на хатынской земле символично встретятся Президенты Беларуси, России и Украины. Не нам судить об отношении к историческим фактам в других странах. Увы, не все славяне берегут правду. Отрадно, что у белорусов и россиян позиции по-прежнему едины.
«Мемориал Советскому солдату подо Ржевом всегда будет символом нерушимой дружбы между Россией и Беларусью, местом всеобщей гордости и преклонения перед подвигом наших дедов и прадедов. Мы не позволим умалить значение Великой Победы, исказить правду о событиях того времени и реабилитировать нацизм. Иначе трагедия может повториться. Беларусь и Россия, заплатившие миллионами жизней своих граждан за мир на земле, абсолютно едины в этом стремлении», — подчеркнул важность сохранения памяти о страшной войне Александр Лукашенко во время открытия мемориала подо Ржевом в июне 2020 года.
К 80-летней годовщине трагедии в Хатыни вновь масштабная реконструкция. Важно сохранить первозданный вид, чтобы все было по-простому и душевно. На это ориентировал Александр Лукашенко. По решению Первого в мемориальном комплексе развернулась Всебелорусская молодежная стройка, которая объединила семьи и трудовые коллективы со всей страны.«Более 500 молодых людей из Минска каждый выходной старались приехать. Помимо волонтерской деятельности, ребята формировали отряд из числа студентов БНТУ. Было 10 человек, которые первыми приступили к строительству в рамках всебелорусской стройки, которая была объявлена Президентом. Наша работающая молодежь с МТЗ, МАЗ в свободное время старалась оказать нам содействие, благоустраивала территорию. Сохранение исторической памяти для каждого молодого человека — это один из важных моментов в период его жизни. История начинается с семьи, и у каждого человека есть, были прадедушки и прабабушки, которые рассказывали историческую правду. И сегодня молодой человек, опираясь на историю, строит свое будущее», — убежден первый секретарь Минского городского комитета БРСМ Роман Бондарук.
Почему музей на месте сожженной Хатыни — особое для белорусов историческое место
Музей в Хатыни — особенный, это место памяти. «Он призван оказывать прямое воздействие и на сознание, и на чувства людей. Чтобы во время экскурсии люди осознали: наш народ перенес такие испытания, что можно лишь удивляться, что мы все еще существуем как нация. Только во Второй мировой войне погиб каждый третий белорус. Эту колоссальную гуманитарную трагедию необходимо осмыслить и прочувствовать современникам. И еще раз нужно напомнить: белорусы хотят одного — мира!» — уверен директор мемориального комплекса Артур Зельский.
«Як у Хатынi началi страляцi, мы ўсе з дзярэўні хто куды беглі. Это было з абеда, у Хатынi начаўся стрэл ў часа чатыры. Мама нас адзела i мы пабеглі на завод. Яна несла ваду, мы как раз беглi, пуля ей папала, вёдры ўпалі i яна ўпала. Мы падбягаем, маці стаiць. Мы говорым: ваша Ніна ўпала. Яны сталi харанiць, агледзелiся, прама пуля ў сэрца. Стралялi крэпка», — вспоминает тот страшный день жительница деревни Мокрадь Нина Емельянова.
Как Александр Лукашенко поддержал инициативу строительства мемориального комплекса в деревне Ола
По числу погибших жителей 149 саженцев посадили на республиканском субботнике в мемориальном комплексе «Хатынь». В создании своеобразного парка исторической памяти принял участие глава государства. У Президента особое отношение к таким знаковым местам. Несколько лет назад на одной из встреч с участием Александра Лукашенко студентка попросила его поддержать инициативу строительства мемориального комплекса в деревне Ола. Президент не мог отказать, потому что, как он сам потом скажет на открытии мемориала, братские могилы — хранители правды. Наш священный долг — сберечь ее и передать следующим поколениям.
«Здесь, в деревне Ола, которая стала последним пристанищем для жителей окрестных селений, было сожжено почти две тысячи человек, больше половины из которых дети. Это двенадцать Хатыней. Беларусь никогда не допустит возрождения идей нацизма на своей земле. Беларусь никогда не позволит переписать историю и предать память победителей, которые спасли мир от палачей. Нет прощения зверским преступлениям», — в очередной раз подчеркнул Александр Лукашенко на открытии мемориального комплекса в деревне Ола Светлогорского района в июне 2020 года.
«О чем звонят колокола Хатыни». Единый урок под таким названием пройдет во всех белорусских школах. Отдельное занятие будет посвящено 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. А патриотический конкурс «Хатынь глазами детей» уже объединил тысячи юных белорусов. Так дети изобразили историческую правду. Главное, чтобы этот урок они усвоили на всю жизнь…
Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой военной агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. «Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь — это дар свыше, мир — самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!» — обратился к белорусам по случаю 75-летия хатынской трагедии глава государства.