Об удвоении атомных мощностей, помощи Украине и ноте Литвы. Александр Лукашенко ответил на вопросы российских журналистов
Президент посетил Островец.
Во время посещения БелАЭС Президент ответил на вопросы российских журналистов, передает корреспондент БЕЛТА.
Главу государства спросили, на что «с учетом здорового белорусского прагматизма» могут быть использованы оставшиеся российские кредитные ресурсы, которые были сэкономлены при строительстве БелАЭС.
«Меньше взяли — меньше отдавать. Это естественно. Что касается распределительных сетей (того, чтобы потратить данные средства на развитие распределительных электросетей. — Прим. БЕЛТА), у нас абсолютно никаких нет проблем. Если что-то надо, это не проблема», — сказал Александр Лукашенко.
По его словам, пока на уровне дискуссий в Беларуси ведется речь о перспективе удвоения мощностей атомной энергетики. «Нам хотелось бы удвоить. Тогда белорусы будут в шоколаде», — сказал Александр Лукашенко. В качестве возможных путей реализации данной задумки Президент назвал строительство второй станции на другой площадке (в Могилевской области) или возведение третьего энергоблока на БелАЭС. «Это (строительство третьего блока. — Прим. БЕЛТА) будет значительно дешевле. Вот тебе на половину мощность увеличивается», — отметил глава государства.
«Главное для меня было не только построить станцию, а обладать компетенциями, которые есть у россиян. Мы это получили», — подчеркнул белорусский лидер. Он рассказал, что когда-то договорился с Президентом России обсудить по завершении строительства БелАЭС, как поступить с объемом сэкономленных кредитных ресурсов.
Президента также спросили насчет экспорта электроэнергии с БелАЭС. Изначально предполагалось поставлять ее и западным соседям. В связи с этим прозвучал вопрос о том, возобладает ли там здравый смысл или, может быть, экспортировать белорусскую электроэнергию соседей заставит нужда. Александр Лукашенко констатировал, что все имеет свойство меняться. «И я уверен, что главный принцип покупателя — «где дешевле, по качеству нормально — там и бери», — сказал он.
Глава государства считает, что условия поставки электроэнергии были бы привлекательны для тех же Литвы и Латвии.
«Но самое главное мы упускаем: мы никуда не денемся от Украины. Нам придется работать в Украине. Никакие американцы, Запад им не помогут. Мы с Владимиром Владимировичем (Путиным. — Прим. БЕЛТА) на эту тему много говорим. Они (украинцы. — Прим. БЕЛТА) придут к нам за помощью. Огромнейший объем работ. Нам придется украинцам помогать», — сказал Александр Лукашенко.
Он поддержал тезис гендиректора «Росатома» о том, что нужно смотреть не на 10 лет вперед, а на полвека. Экономика развивается, в перспективе будет нужно все больше и больше энергии. Кроме того, так или иначе нужно замещать выходящие из строя старые мощности.
Президенту также был задан вопрос относительно ноты литовской стороны в связи с вводом в эксплуатацию второго энергоблока.
«Это бешеные прислали ноту. Народ Литвы никакого отношения к этим бешеным не имеет. Поверьте, я знаю, что там происходит. Там верхушка живет сама по себе. Знаю даже дедушек и родителей тех, кто сегодня руководит Литвой», — сказал Александр Лукашенко.
Он напомнил, что в свое время приглашал специалистов с закрытой в Литве Игналинской АЭС приезжать в Беларусь, предлагал сотрудничество без камня за пазухой. «Но они (власти Литвы. — Прим. БЕЛТА) по команде определенных людей из-за океана строили иную политику, — отметил Президент. — Это уже не первая нота. Пусть шлют. У нас места в унитазах хватает. Поэтому пускай присылают».
Александр Лукашенко подчеркнул, что процесс строительства БелАЭС был абсолютно открытым, что подтверждало и МАГАТЭ. В том числе приглашали зарубежных журналистов.
«Не хотят — как хотят. Мы особо на эту тему не паримся», — резюмировал белорусский лидер.