Предприятие народное и для детей. Как Александр Лукашенко подарил вторую жизнь фабрике «Спартак»
В проекте «По факту: решения Первого».
С чего начиналась история белорусского «Спартака»
В июне 1924 года в Гомеле открылось кондитерское предприятие «Просвет», которое с ноября 1931-го стало называться «Спартаком». С тех пор имя осталось тем же, а вот форма собственности менялась. Однако Президент придерживался четкой позиции: предприятие народное и для детей.
«20, 15, 18 лет тому назад иная была политика. Она была сформирована к тому, чтобы все раздать. «Частное лучше, чем государственное». Раздали пенсионерам, раздали физическим лицам, бывшим, настоящим работникам предприятий. Оценили по минимуму. А потом дельцы — наши, с соседних государств и далеких государств — скупили эти акции и стали хозяевами этих предприятий. Вот к чему привела подобная приватизация. Вот почему я всегда аккуратно отношусь к приватизации», — объяснил свое отношение к приватизации Александр Лукашенко на совещании по вопросу развития кондитерской отрасли в октябре 2012 года.
Какое решение Лукашенко вдохнуло новую жизнь в кондитерскую отрасль Беларуси
По распоряжению Александра Лукашенко «Спартаку» и «Коммунарке» разрешили направлять дивиденды на модернизацию, реконструкцию и техническое переоснащение. И у «сладкого производства» началась новая жизнь.
«С 2013 года у нас уделяется очень много внимания развитию предприятия и его модернизации. В 2013 году появилась линия по производству батончиков-мюсли, импортозамещающей продукции — батончиков, заменяющих «Сникерс» и «Марс». В 2016 и 2018 годах появились две линии по производству вафель, вафельных конфет», — рассказала о модернизации кондитерской фабрики генеральный директор СП ОАО «Спартак» Татьяна Лисицина.
«Все положительно восприняли это (решение о восстановлении доли государства на предприятии. — Прим. БЕЛТА). Потому что на госпредприятии ты обеспечен социальными гарантиями. Заработная плата не устанавливается, а зарабатывается», — считает ветеран труда Анна Кундас.
Установка современных технологических линий для простых рабочих означает улучшение условий работы. В непростых 1990-х годах об этом и мечтать не могли. Да и частный собственник не особо был заинтересован в модернизации.
«Я работала на производстве шоколада, шоколадных батончиков со сливочной начинкой. До той поры, пока были какао-бобы. А потом были трудности. Бобов не было. Я изготавливала конфеты «птичье молоко». В то время это было очень сложно. Мы даже выпускали глазурь, которая была розовой. Всякое бывало», — вспоминает о непростых для предприятия временах председатель профкома СП ОАО «Спартак» Татьяна Федосова.
Какими видами сладкой продукции пополняется ассортимент «Спартака»
Сейчас на предприятии «Спартак» производят более 350 наименований продукции: конфеты, шоколад, вафли, печенье, карамель. Каждый год ассортимент обновляют. На разработку новой рецептуры уходит от нескольких недель до нескольких месяцев.
«Мы следим за тенденциями и видим востребованность продуктов без сахара. Сейчас мы готовим выход линейки этих продуктов. Там будут представлены и шоколад, и вафельная продукция. На новой линии родился молочный шоколад с попкорном. Это очень вкусный интересный продукт», — рассказала заместитель генерального директора по производству СП ОАО «Спартак» Ольга Новоженцева.
В 2016 году, когда Александр Лукашенко посещал «Спартак», лакомства без сахара для белорусов были в новинку. Вафли и печенье с сорбитом и шоколад с изомальтом на предприятии производят и сейчас. Оценили их не только диабетики, но и приверженцы правильного питания.
«По сравнению с прошлым годом (2022-м. — Прим. БЕЛТА) мы нарастили объемы. В последние годы мы ощутили рост спроса на нашу продукцию. И в этом году реализовали масштабный импортозамещающий проект — новая линию по производству тонкого шоколада. Линия позволит нам прирасти в год на более чем 5 тыс. т шоколада», — отметила Ольга Новоженцева.
Линию запустили в апреле 2023 года. Ее производственная мощность — более 5 тыс. т шоколада в год. Все процессы автоматизированы. Плитка тонкая, всего несколько миллиметров. Гурманы в курсе — такой шоколад делают в Швейцарии.
«На этой линии производится линейка молочного шоколада с добавками и премиум горький. В молочный шоколад добавляется соленая карамель, «взрывной микс», в горький — малина и фундук, апельсин и имбирь с лимоном. А обычные сорта премиум состоят из какао на 56%, 72%, 90% и 99%», — рассказала оператор 6-го разряда предприятия Екатерина Метлушко.
В каких странах мира «спартаковские» сладости пользуются спросом
Гомельские сладости отправляются на прилавки магазинов 19 стран мира. В тройку самых крупных рынков сбыта входят Россия, Китай и Казахстан. В целом объем экспорта составляет порядка 30%.
У нас ушел очень крупный рынок — Украина. Произошло перераспределение поставок, например в Китай, Монголию, Казахстан и Россию. Больше всего в Китае любят наш шоколад, особенно горький. Первые поставки в КНР мы начинали в 2020-м. Тогда все начиналось с 6 т. Сейчас поставки достигают до 270 т в месяц. Там предпочитают горький элитный 90% шоколад. В Китае также очень полюбился шоколад, который входит в набор «Спадчына Беларусі». Им нравится белорусская тематика. Кроме того, своеобразным рынком является Монголия. Туда мы поставляем только продукцию мучнистой группы. В Монголии очень любят наши стограммовые вафли, которые производятся еще с советских времен. А еще они почему-то любят кислую продукцию со вкусом ананаса, лимона и апельсина», — рассказала начальник отдела продаж СП ОАО «Спартак» Светлана Чумакова.
Из новых рынков сбыта можно выделить Вьетнам. С будущими покупателями работники «Спартака» встретились на продовольственной выставке. В страну драконов и фей из белорусского Гомеля уже отправились три партии конфет.
Кто получил новогодние подарки от «Спартака»
«Кушать человек будет всегда. Даже вот эту продукцию сладкую, без которой можно обойтись. Мы с вами в нашем возрасте можем обойтись, а наши детишки? К новому году нам нужно продукцию производить. Вы молодцы! Вы идете правильно, вы много модернизировали, продолжать будете эту модернизацию. Мы имеем тот образец, которому можно подражать. Мы имеем то предприятие, где можно учиться. Мы имеем тот уровень, к которому мы должны стремиться. Спасибо вам за это!», — обратился глава государства к коллективу фабрики «Спартак» во время рабочей поездки в Гомельскую область в июне 2016 года.
Такую высокую оценку своей работы от главы государства белорусские предприятия получают нечасто. После такого трудиться хуже — просто стыдно. Возможно, и поэтому тоже в Гомеле стараются становиться только лучше с каждым годом. Последние пару месяцев на заводе была горячая предновогодняя пора. Упаковывать подарки помогали даже сказочные персонажи.
На фабрике подготовили целую коллекцию наборов новогодних подарков. Сладкие презенты гомельского предприятия получили не только белорусские дети: праздничные коробки отправились в Россию, Казахстан, Туркменистан и Америку.
«Выходцы из Советского Союза вспоминают свое детство, когда был батончик с помадно-сливочной начинкой, конфеты «Аленка». Поэтому они предпочитают брать именно этот ассортимент», — рассказала Светлана Чумакова.
Времена, когда дети искали в новогодних подарках шоколадные конфеты, а карамельки оставляли на потом, давно закончились. На прилавках сладости в изобилии. Но вот к качеству вопросы есть. На «Спартаке» готовы поручиться за каждую конфету.
«Наши продукты сделаны из натуральных сырьевых компонентов. Это натуральные какао-бобы, сахар, различные сухофрукты, цукаты. Мы стараемся минимизировать синтетические компоненты в продукции. Заботимся о здоровье наших покупателей», — подчеркнула Ольга Новоженцева.
Какие социальные гарантии есть у работников фабрики «Спартак»
Еще один несомненный плюс «Спартака» — коллектив. У сотрудников есть возможность профессионального роста. Возможно, поэтому в сложные времена предприятие и выстояло. Ведь когда нет людей — не нужна и модернизация.
Руководство обеспечивает сотрудников хорошим социальным пакетом. Позавидовать могут даже крупные IT-компании. Коллективный договор предусматривает различные льготы и выплаты. И каждый раз при принятии документа его обновляют.
«Мы гордимся своим медпунктом, где у нас очень много процедур и много специалистов. Есть зубной врач, гинеколог, аппарат УЗИ, сухой и подводный массаж. Если человек был у врача и получил назначение, то все, что можно, он может получить у нас в медпункте. Совсем недавно начали действовать накопительные пенсии. Мы застраховали всех сотрудников. Наниматель перечисляет страховой компании на каждого работника определенный взнос для того, чтобы при выходе на пенсию человек смог получить дополнительную сумму», — рассказала о социальных гарантиях и условиях труда работников «Спартака» Татьяна Федосова.
Как организован производственный процесс на кондитерской фабрике
На предприятии организован полный цикл производства: от переработки сырья до изготовления готового продукта. Шоколад занимает 26% от всего объема. Какао-бобы африканские партнеры поставляют исправно.
«Какао-бобы произрастают в Африке — Кот-д’Ивуар, Гана. Они поступают в нашу центральную лабораторию, где проверяют их качество. После этого какао-бобы идут на переработку. Идет их обжарка, сортировка, дробилка. После этого процесса получается какао-масло. Это основное сырье, которое входит в состав шоколада», — рассказала Татьяна Лисицина.
Следующий год для кондитеров, в том числе и гомельских, будет непростым. Из-за неблагоприятных погодных условий в мире неурожай какао-бобов. Они рекордно подорожали. К концу этого года цена стала самой высокой за последние 46 лет: за тонну какао на Межконтинентальной бирже в Лондоне нужно было заплатить более $4,5 тыс.
«Мы надеемся, что какао-бобы будут закупаться для всех предприятий кондитерской отрасли. Возможно, это будет дешевле. Сейчас предприятия покупают их по отдельности», — отметила Татьяна Лисицина.
Несмотря на трудности, на предприятии строят большие планы. Хотят наладить производство пятиграммового шоколада, обновить линию по переработке бобов. 2024-й объявлен в Беларуси Годом качества. Символично, что «Спартак» отметит свой вековой юбилей. Ведь именно качеством своей продукции фабрика покорила сердца сотен тысяч покупателей.