Директор Национального исторического музея сравнил работу музейщиков с машиной времени
Директор Национального исторического музея Беларуси Александр Храмой рассказал о планах по созданию экспозиции для нового здания музея и сравнил работу своих коллег с машиной времени. Об этом он рассказал журналистам после совещания у Президента Беларуси на тему строительства нового здания Национального исторического музея, передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы с группой историков еще раз вернемся к концепции. Внимательно послушали в первую очередь Президента. Для меня это очень важно. Еще раз перечитаем нашу концепцию, которую предложили главе государства и начнем работу уже непосредственно по наполнению будущих экспозиционных залов. Сроки стоят достаточно сжатые. Работа предстоит хорошая во всех отношениях. Самое главное, что нужная, — сказал директор. — Для нас очень важно, чтобы мы сделали тот музей, которым бы могла гордиться вся страна. И в котором каждый мог бы прочувствовать нашу историю, душу белорусского народа, и чтобы у каждого сформировалось четкое отношение к нашей стране. Чтобы каждый вышел из музея патриотом, гордился тем, что он живет в этой стране, и что здесь будут жить его внуки и правнуки. Для иностранцев — то, что они приехали к людям, которые чтят другие нации, религии, культуру других народов и в то же время любят свое прошлое, свои культуру и достижения».
Говоря о наполнении музейной экспозиции, Александр Храмой подчеркнул важность того, чтобы каждый посетитель мог почувствовать тот или иной предмет, во всех смыслах слова прикоснуться к истории. Для этого в том числе будут использованы различные интерактивные технологии.
«Музей — это живой организм. Сколько раз даю интервью, всегда напоминаю, что самую худшую рекламу музейной работе сделал мультфильм «Ну, погоди!» Там, где заяц с волком залетают в музей, и там все буквально спят — спящее пространство, можно чуть ли не что угодно делать. Нет, музей — это очень мобильный организм. Поверьте, очень много и население приносит предметов, мы сами работаем с предприятиями, организациями для того, чтобы наши фонды постоянно пополнялись, постоянно занимаемся реституцией (выискиваем, какие наши предметы находятся за рубежом, делаем копии), работаем в том числе с археологами. Поверьте, это живой организм, который постоянно насыщен работой», — подчеркнул директор музея.
О работе музейщиков он рассказал на примере машины времени, в которую, отправляясь в будущее, надо взять определенный ограниченный предметный ряд. «Потому что наши дети, внуки, правнуки будут смотреть на наши события именно теми глазами, через те предметы, которые мы возьмем с собой. Сегодня кажется, что все вокруг нас. Но пройдет какое-то время и останется в музее только то, что мы из настоящего забрали в будущее. И поэтому профессия музейщика очень важна», — отметил Александр Храмой.
Именно поэтому музейные работники, изучая предметы, которые собирались предыдущими поколениями, пытаются также понять, почему те или иные предметы были выбраны в свое время, почему на этом был сделан акцент. Например, многие предметы из области этнографии сегодня в Беларуси практически невозможно найти. Но еще несколько десятилетий назад по стране ездили экспедиции, которые собирали эти материалы. Потому что жили в деревнях люди, которые занимались, например, ткачеством, и у которых можно было в хорошем состоянии приобрести изделия народного творчества, а порой и просто получить в дар для музея.
Схема генерального плана, экспликация объектов
Перспективный вид