Ночь была бессонная и тревожная, или Как освобождали Мир
До сих пор в истории Великой Отечественной войны остается немало тайн. Откроем несколько малоизвестных страниц нашей истории, а именно освобождения г. п. Мир. В этом нам помогут воспоминания советских солдат и офицеров, принявших участие в освобождении Мира.
Рядовой ЕЛВАНОВ Алексей Григорьевич, 1924 года рождения, уроженец Горьковской области, помощник механика-водителя танка М4А3 «Шерман»:
— Наш 128-й отдельный танковый полк был придан 10-й Гвардейской кавалерийской дивизии 4-го кавалерийского корпуса. На вооружении полка стояли американские средние танки «Шерман» с экипажем 5 человек. Освобождали Украину. После переброски нас в Белоруссию мы двигались и освобождали советскую землю от врага. Особенно мне запомнились такие населенные пункты как Старые Дороги, Слуцк, Копыль, Несвиж, Городея. И утром 2 июля 1944 года наш 128 отд. танковый полк первым прорвался в ваш город Мир с небольшими боями, но наш один танк немцы подбили, пробили бак с соляркой (газойлью) … повредили у танка пушку, в общем, танк вывели из строя, но он не загорелся, этот танк был не мой, я воевал на другом.
На подходе к г. Мир нас немцы бомбили с воздуха и обстреливали, за нами шла наша кавалерия. Мы в г. Мир закрепились и захватили пленных немцев, не помню их число.
Около обеда в середине дня нас вызывают по рации из ст. Городея кавалеристы 40-го полка нашей дивизии на помощь, сообщают, что на ст. Городея появились немцы. Оказывается, что часть группировки немцев прорвалась от Минска и отступала с бронепоездом по железной дороге, и было много танков и самоходных орудий, которые двигались вдоль железной дороги, прикрывала их авиация.
Наше командование полка направило на помощь кавалеристам один взвод танков во главе с танком ком. роты к ст. Городея. Мы поехали, в том числе и я был в этом взводе. Сначала мы стреляли с окраины леса из пушек с места, а потом был дан приказ пойти в атаку на немцев. Мы пошли в атаку на ст. Городея, но в неравном бою с превосходящими силами врага потеряли три наших танка, и они загорелись. В том числе и мой танк загорелся, но мне тогда посчастливилось, я выскочил из горящего танка, но некоторые товарищи не успели выскочить и сгорели, а некоторые были ранены осколками снарядов и пулями пулеметов. Было много раненых кавалеристов. Меня тоже тогда ранило легко тремя осколками в левый бок. Всех раненых подобрали, которые не могли двигаться, кавалеристы и на своих машинах повезли в г. Мир, и в том числе и я находился с ранеными. Тяжело раненых поместили в медсанбат, который расположился в большом саду, а я прибыл в штаб полка, где находилась наша техника.
В ночь со 2-го на 3 июля 1944 года мы и наш полк находился в г. Мире. В эту ночь нас немецкие самолеты бомбили, и на утро многих наших товарищей недосчитались. Погибли от бомбежки.
Утром 3-го июля наш полк выехал из г. Мира в сторону Столбцов, мы чувствовали, что мы находимся в каком-то окружении. Отъехали от Мира км. 8-12 и в одной деревне (не помню ее названия) замаскировали свою технику соломой около домов и были наготове встретить немцев, но немцы не пошли этой дорогой. Наш весь полк возвратился опять в Мир. Я тогда был временно с автоматом, так как танка не было, сгорел под ст. Городея. Я тогда был легко ранен, да и танка не было, меня командование нашего полка оставило охранять подбитый несгоревший танк в г. Мире до прихода специальных частей, которые всю несгоревшую технику буксировали на станции и отгружали на заводы промышленности. А наш танковый полк пошел дальше на запад по направлению за Медвядку, где немцы закрепились за рекой Уша.
Пришла ночь с 3 на 4 июля 1944 г. Танк, который меня оставили охранять, он стоял подбитый около озера и замка. Я залез под танк, оружием запасся разным и гранатами. В городе (г.п.Мир) была тишина, из наших войск никого не было. Ночь мне казалась очень длинной, хотя ночи в июле короткие, хотя до этого было много бессонных ночей, а в эту ночь тем более, местность незнакомая и я один из наших войск в городе. А сколько еще немцев пряталось, оставшихся от отступления.
Ночь была бессонной и тревожной. Я прислушивался к каждому шороху. За рекой Ушой были слышны сильные бои, сильные взрывы и содрогания.
Утром 4 июля около 9-10 ч. утра я слышу нарастающий лязг гусениц и гул моторов со стороны Столбцов. Я насторожился, думки и сомнения были разные, а может, откуда немцы прорвались, минуты были переживательные. Но, на мое счастье, как я узнал, это были наши советские танки со звездами из других частей и соединений.
Я, конечно, обрадовался, что это наши. Так было восторженно. Я вышел на дорогу и встал, танкисты меня спрашивали, как сюда попал. И когда они думали, что первыми въезжают в этот город, я им рассказал обо всем, и они поехали дальше, на запад, по направлению к Новогрудку, и только пыль на их броне оседала. И потом шли, шли наши советские разные части. Помню, в этот день привезли убитого командира или заместителя командира какой-то кавалерийской дивизии нашего корпуса от реки Уши, где ночью были бои. Если я не ошибаюсь, подполковник по фамилии Попрекайло. И мы похоронили его около замка и сделали маленький памятник со звездой, а звезду сделали из латунной гильзы от снаряда, которые были в танке, который я охранял.
Когда меня оставили охранять танк, мне наше командование выдало командировочное удостоверение и продаттестат на питание, но продпункта близко не было, не было где получать продукты. Помню, под вечер 4-го июля 1944 г. ко мне подошли местные жители Мира. Два подростка, если я не ошибаюсь, им было тогда лет 15-17. Одного звали Гена, другого Стасик или Вова по фамилии Стасевич. Жили они тогда за замком, на горе. Родителей забыл, как звать. Ребята мне приносили к танку покушать и приглашали к себе на дом много-много раз. Семья их была приветлива.
На танке аккумуляторы еще работали, и работала рация. Мы вместе с ребятами слушали последние известия, и еще приходили местные жители ко мне слушать радио. В то время были известия интересные. Сообщалось, что наши войска шли вперед и вперед, и что делалось на других фронтах.
/Стилистика оригиналов сохранена/.
(Будет продолжение).
Материалы из
архива народного историко-краеведческого музея ГУО «СШ
г. п. Мир».