Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь отвечает на актуальные вопросы по налогообложению организаций и порядку приема средств платежа

Вопрос. Организация в рамках договора подряда, заключенного с заказчиком (застройщиком), выполняет предпроектные работы, связанные со строительством и реконструкцией объектов жилищного фонда.

Вправе ли данная организация применять освобождение от налога на добавленную стоимость при выполнении указанного вида работ на основании подпункта 1.34 пункта 1 статьи 118  Налогового кодекса Республики Беларусь?

Ответ. Подпунктом 1.34 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) предусмотрено освобождение
от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении оборотов по реализации работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС, определены в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость» (далее – Перечень).

Ввиду того, что предпроектные работы в данный Перечень не включены, плательщик в отношении оборотов по реализации таких работ не вправе применить освобождение от НДС, установленное подпунктом 1.34 пункта 1 статьи 118 НК. Налогообложение таких оборотов осуществляется в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

Вопрос. Открытым акционерным обществом, основным видом деятельности которого является общее строительство зданий, формируется резерв предстоящих платежей по объекту, по которому выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ согласно акту приемки объекта в эксплуатацию перенесено на благоприятный период года.

Учитываются ли отчисления в указанный резерв при исчислении налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 170 НК затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Нормами НК не предусмотрено особенностей по учету при налогообложении расходов, осуществляемых за счет создаваемого резерва предстоящих платежей по объекту, по которому выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ согласно акту приемки объекта в эксплуатацию перенесено на благоприятный период года (далее — резерв предстоящих платежей).

Следовательно, отчисления в резерв предстоящих платежей не включаются в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Вопрос. Организация, имеющая в своем составе филиал, исполняющий налоговые обязательства этого юридического лица, выполняет строительно-монтажные работы на территории Российской Федерации, в том числе с направлением для выполнения указанных работ сотрудников филиала. Деятельность организации и ее филиала образует постоянное представительство, которое уплачивает налоги в бюджет Российской Федерации.

Для целей проведения зачета налога на прибыль, уплаченного в бюджет иностранного государства, получена справка из налогового органа Российской Федерации, где указана общая сумма уплаченного в бюджет Российской Федерации налога на прибыль.

Может ли в указанной ситуации быть произведен зачет налога на прибыль отдельно белорусской организацией и отдельно ее филиалом?

Ответ. Согласно нормам пункта 1 статьи 187 НК фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога на прибыль (доход)
в отношении дохода, полученного в этом иностранном государстве, зачитываются белорусской организацией при уплате налога на прибыль в Республике Беларусь в порядке и размерах, установленных данной статьей.

Пунктом 5 статьи 187 НК определено, что в справке, подтверждающей уплату налога на прибыль (доход) в иностранном государстве, должны быть указаны наименование плательщика, название налога, дата уплаты налога и период, за который уплачивался налог, название, размер объекта налогообложения (налоговой базы), ставка налога и сумма налога, зачисленного в бюджет иностранного государства.

Для осуществления зачета может быть также представлена справка (иной документ) по форме, установленной налоговым органом (иной компетентной службой, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, если она подтверждает сумму уплаченного налога на прибыль (доход) в этом государстве.

В случае, когда сведения, указанные в справке (ином документе), подтверждающей уплату налога на прибыль в иностранном государстве, содержат данные только об общей сумме уплаченного налога на прибыль белорусской организацией и не содержат данные о налоговой базе и сумме налога на прибыль, относящиеся отдельно к белорусской организации и отдельно к ее филиалу, осуществление зачета налога на прибыль может быть произведено только в отношении белорусской организации.

При этом, на основании части первой пункта 4 статьи 187 НК зачет осуществляется в том налоговом периоде, в котором белорусской организацией представлена в налоговый орган по месту постановки на учет справка (иной документ) налогового органа (иной компетентной службы, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, подтверждающая факт уплаты этой суммы налога в этом государстве, если иное не установлено частью второй данного пункта.

Если справка представлена до установленного законодательством срока представления в Республике Беларусь налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода, то подлежащая зачету сумма налога отражается в ней либо в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль того отчетного периода, в котором такая справка представлена.

Вопрос. Организация в феврале 2020 года приобрела здание, в марте 2020 года приняла к бухгалтерскому учету в состав основных средств и в этом же периоде приняла решение провести его реконструкцию. Амортизация в период реконструкции не начислялась. За период реконструкции с 2020 по 2024 год проводилась переоценка первоначальной стоимости здания. В августе 2024 года здание ввели в эксплуатацию и стоимость реконструкции отнесли на увеличение стоимости. В этом же месяце часть здания сдали в аренду, начисление амортизации начато после завершения реконструкции с сентября 2024 года.

Может ли в изложенной ситуации организация применить инвестиционный вычет к стоимости здания с учетом переоценок и к сформированной стоимости вложений в его реконструкцию, и в каком порядке?

Ответ. Согласно части второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная
от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией, дооборудованием, возведением последующих очередей строительства, пусковых комплексов (далее – стоимость вложений в реконструкцию).

Исходя из положений подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК право на применение инвестиционного вычета возникает у плательщика в течение двух лет, начиная с отчетного периода, на который приходится месяц:

с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, указанных в части второй настоящего подпункта;

в котором стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

Применительно к одному и тому же объекту основных средств, используемому в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет может быть применен плательщиком повторно только в отношении стоимости вложений в реконструкцию, ранее не принятой для расчета инвестиционного вычета.

Одновременно подпунктом 3.28 пункта 3 статьи 174 НК предусмотрено восстановление инвестиционного вычета (его части) в случае, если в течение трех лет с момента их принятия к бухгалтерскому учету (увеличения первоначальной стоимости основных средств на стоимость вложений в реконструкцию) происходит передача в аренду. Часть инвестиционного вычета, приходящаяся на часть первоначальной стоимости объекта основных средств (стоимости вложений в реконструкцию), определяется пропорционально удельному весу этой части первоначальной стоимости объекта основных средств (стоимости вложений в реконструкцию) в общей первоначальной стоимости (общей стоимости вложений в реконструкцию) (часть четвертая  подпункта 3.28 пункта 3 статьи 174 НК).

Порядок принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств определяется Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26).

Согласно пункту 2 Инструкции № 26 первоначальной стоимостью основных средств, признается стоимость, по которой актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

В соответствии с положениями пункта 10 Инструкции № 26 первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение и не включает суммы их переоценки, а переоценка основных средств в соответствии с законодательством изменяет её стоимость с отражением по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал» (пункты 14, 18.1 Инструкции № 26).

При реконструкции основных средств их первоначальная стоимость подлежит изменению с отражением фактических затрат, связанных с реконструкцией, по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (пункты 14, 20 Инструкции № 26).

С учетом изложенного, плательщик вправе применить при налогообложении прибыли инвестиционный вычет к сформированной в бухгалтерском учете в соответствии с действующим законодательством первоначальной стоимости здания с учетом стоимости фактических затрат, связанных с проведением реконструкции (без учета сумм проведенных переоценок), начиная с отчетного периода, на который приходится месяц, с которого в соответствии с законодательством начато начисление амортизации.

В приведенной ситуации начисление амортизации по зданию начато в сентябре 2024 года, следовательно, с третьего квартала 2024 года плательщик вправе применить при налогообложении прибыли инвестиционный вычет.

В тоже время, в части сданного в аренду здания примененные суммы инвестиционного вычета подлежат восстановлению с учетом положений части четвертой подпункта 3.28 пункта 3 статьи 174 НК.

В рассматриваемой ситуации моменты возникновения права на инвестиционный вычет и обязанности его восстановления совпадают, в связи с чем у организации с третьего квартала 2024 года отсутствует право на применение инвестиционного вычета в части первоначальной стоимости здания и стоимости вложений в реконструкцию, приходящихся на часть здания, переданного в аренду.

Вопрос. Организацией понесены затраты в связи с разработкой предпроектной (прединвестиционной) документации по строительству объектов до получения разрешительной документации на их строительство.

Затраты на разработку предпроектной (прединвестиционной) документации предусматриваются сводным сметным расчетом в порядке, установленном Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 апреля 2023 года № 39 (п.1.4 приложения 5).

С 01.08.2024 вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 30 мая 2024 года № 53, которым утверждена Инструкция о порядке формирования фактической стоимости строительства объекта в бухгалтерском учете (далее — Инструкция № 53), и отменено ранее действовавшее постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 мая 2007 года № 10 «Об утверждении Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете».

Одним из основных изменений, установленных Инструкцией № 53, является то, что на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» учитываются только хозяйственные операции по строительству объекта, совершенные после получения разрешительной документации на строительство до даты ввода объекта в эксплуатацию, независимо от способа строительства (часть 1 пункта 9 Инструкции № 53).

Учитываются ли при налогообложении прибыли организации расходы на разработку предпроектной (прединвестиционной) документации, понесенные до получения разрешительной документации на строительство объектов и не отнесенные в бухгалтерском учете на счет 08 «Вложения в долгосрочные активы»?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

Следовательно, основным критерием для включения тех или иных расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является их связь с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 175 НК предусмотрено, что внереализационными расходами признаются расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Перечень внереализационных расходов не является закрытым и в соответствии с подпунктом 3.52 пункта 3 статьи 175 НК в состав внереализационных расходов включаются другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

С учетом изложенного, расходы, связанные с разработкой предпроектной (прединвестиционной) документации по строительству объектов, предполагаемых для использования в предпринимательской деятельности, понесенные до получения разрешительной документации на их строительство, возможно включить в состав внереализационных расходов на основании норм подпункта 3.52 пункта 3 статьи 175 НК.

Вопрос. В ноябре 2022 года организация (далее — вверитель) заключила договор доверительного управления денежными средствами (далее – договор) с банком (далее — доверительный управляющий).

В соответствии с договором вверитель передал доверительному управляющему денежные средства. В декабре 2022 года доверительным управляющим в интересах вверителя были приобретены государственные еврооблигации Республики Беларусь, выпущенные Министерством финансов Республики Беларусь. Выплата дохода по указанным еврооблигациям производилась путем перечисления денежных средств в пользу платежного агента «Ситибэнк Н.А., Лондон Брэнч» для дальнейшего распределения между конечными держателями еврооблигаций.

При наступлении срока погашения еврооблигаций, в феврале 2023 года, Министерство финансов Республики Беларусь произвело погашений данных облигаций путем перечисления денежных средств на счет доверительного управляющего. При этом в целях соблюдения требований постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 06.04.2022 № 212/10 «О временных мерах по исполнению внешних государственных долговых обязательств» доверительный управляющий не перечислил денежные средства на счет вверителя, в связи с чем по состоянию на 01.01.2024 у доверительного управляющего перед вверителем образовалась кредиторская задолженность.

В каком периоде вверителю при исчислении налога на прибыль следует учесть доходы по договору доверительного управления денежными средствами?

Ответ. Согласно подпункту 3.30 пункта 3 статьи 174 НК
(в редакции, действовавшей до 01.01.2024) в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль включаются доходы плательщика по договору доверительного управления денежными средствами и (или) договору доверительного управления ценными бумагами, в которых он указан в качестве вверителя.

Такие доходы определяются как сумма прибыли, полученной по такому договору, рассчитанная доверительным управляющим на основе данных бухгалтерского учета операций доверительного управления в порядке, установленном законодательством, и отражаются на дату их поступления.

В соответствии с подпунктом 3.30 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов включаются доходы плательщика по договору доверительного управления денежными средствами и (или) договору доверительного управления ценными бумагами, в которых он указан в качестве вверителя.

Такие доходы определяются как сумма прибыли по такому договору, рассчитанная доверительным управляющим на основе данных бухгалтерского учета операций доверительного управления в том отчетном периоде, на который приходится дата окончания договора доверительного управления денежными средствами и (или) договора доверительного управления ценными бумагами. При определении суммы прибыли расходы учитываются с учетом положений главы 16 НК.

Доверительный управляющий по договору доверительного управления денежными средствами и (или) договору доверительного управления ценными бумагами определяет на дату окончания договора доверительного управления денежными средствами и (или) договора доверительного управления ценными бумагами внереализационные доходы и внереализационные расходы вверителя, образующиеся в связи с выполнением им договора доверительного управления денежными средствами и (или) договора доверительного управления ценными бумагами, участвующие в формировании валовой прибыли вверителя, и представляет вверителю сведения о них для их учета вверителем при определении валовой прибыли (пункт 6 статьи 178 НК).

Таким образом, учитывая, что в приведенной ситуации доходы по договору доверительного управления денежными средствами вверителю до 01.01.2024 фактически не поступили, отражение таких доходов для целей исчисления налога на прибыль следует производить в том отчетном периоде, на который приходится дата окончания договора.

Вопрос. Организация по договору лизинга приобрела грузовой автомобиль для использования в хозяйственной деятельности организации.

Вправе ли организация учесть при налогообложении прибыли амортизационные отчисления и лизинговые платежи по договору лизинга указанного автомобиля?

Ответ. На основании статей 169, 170 НК в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежат включению расходы организации, связанные с процессом производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, признанные экономически обоснованными, отраженные в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, оформленных в установленном законодательством порядке, независимо от факта проведения расчетов по ним.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 170 НК затраты на приобретение (в том числе путем создания) объектов основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации. Основные средства, находящиеся в простое (в том числе в связи с проведением ремонта) продолжительностью до трех месяцев, запасе, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации.

При этом на основании подпунктов 1.8 и 1.9 пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении не учитываются следующие затраты:

на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

суммы амортизационных отчислений по основным средствам, инвестиционной недвижимости и нематериальным активам, не используемым в предпринимательской деятельности и не находящимся в эксплуатации.

Начисление амортизации основных средств производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

В частности, на основании норм пункта 56 Инструкции № 37/18/6 амортизационные отчисления   по предмету лизинга, учитываемому в составе активов лизингодателя в соответствии с законодательством, включаются лизингодателем в состав прочих расходов и, соответственно, лизингополучателем не начисляются.

В этом случае амортизационные отчисления лизингополучателем включаются в состав затрат на производство или расходов на реализацию как часть лизингового платежа, подлежащего перечислению лизингодателю.

Амортизационные отчисления по предмету лизинга, учитываемому в составе активов лизингополучателя, лизингодателем не начисляются, а лизингополучателем включаются в состав затрат на производство или расходов на реализацию в соответствии с законодательством.

Согласно статье 39 НК учет плательщиками объектов налогообложения и определение налоговой базы по налогам осуществляются посредством ведения налогового учета, который основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, и ведется путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством.

Таким образом, в зависимости от того, на балансе у какой из сторон договора числится предмет лизинга, амортизационные отчисления включаются в состав затрат для целей налогообложения как часть лизингового платежа, подлежащего перечислению лизингодателю, или в размере амортизационных отчислений, начисленных лизингополучателем в соответствии с законодательством.

Расходы в сумме лизингового платежа в части вознаграждения лизингодателя включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при условии использования автомобиля, являющегося предметом лизинга, в предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование

Вопрос. Организация планирует осуществлять деятельность по предоставлению физическим лицам услуг по пользованию детскими игровыми автоматами (аэрохоккей и мотоцикл). Необходимо ли в такие автоматы, оснащенные монетоприемником, при их использовании в деятельности, устанавливать средство контроля налоговых органов (далее – СКНО)?

Ответ. В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 НК при реализации товаров (работ, услуг) плательщик обязан обеспечивать прием средств платежа в случаях и порядке, установленных законодательством.

Данный порядок определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь
от 06.07.2011 № 924/16 (с изменениями и дополнениями)
«Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) и утвержденным им Положением об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 постановления № 924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2018 года при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают платежи в свой адрес наличными денежными средствами с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов с установленным СКНО либо со встроенным кассовым суммирующим аппаратом (далее – КСА) с установленным СКНО.

При этом, под автоматическим электронным аппаратом, торговым автоматом для целей постановления № 924/16 понимается электронно-механический или электронный автоматический аппарат, обладающий функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца), оснащенный одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств (часть первая приложения 3 к постановлению № 924/16).

Учитывая изложенное, детские игровые автоматы (аэрохоккей и мотоцикл), обладающие функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца), оснащенные устройствами для приема наличных денежных средств (монетоприемниками), относимые к автоматическим электронным аппаратам, подлежат использованию с установленным СКНО либо со встроенным КСА с установленным СКНО.

«Управление контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Новогрудскому району»