Рабочие специальности для старшеклассников, аграрные классы и 90 дипломов на республиканской олимпиаде. Интервью начальника главного управления образования Александра Сонгина об итогах 2018 года
Один из главных результатов работы всей системы образования области в 2018 году – признание лучшими. На республиканской итоговой коллегии Грамотой Министерства образования отмечено главное управление образования Гродненщины – победитель в номинации среди областных управлений.
О результатах работы отрасли в 2018 году, главных достижениях и вопросах, которые требуют внимания – в интервью начальника главного управления образования облисполкома Александра Сонгина.
Факторы успеха
– Много критериев было учтено на этом конкурсе. Говоря о победах наших учеников и педагогов, мы с радостью констатируем, что год за годом удается держать планку. По многим позициям Гродненщина стабильно в числе лидеров.
В 2018 года школьники нашей области завоевали 90 дипломов на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, четыре медали на международных олимпиадах.
Впервые учащаяся Гимназии №1 имени Карского Мария-Магдалена Макарчик стала абсолютным победителем заключительного этапа республиканской олимпиады по финансовой грамотности.
На III Республиканском конкурсе профессионального мастерства «WorldSkillsBelarus 2018» обучающимися учреждений профобразования завоевано 17 медалей, в том числе шесть золотых. Это лучший результат среди регионов.
21 призовое место на республиканских и международных конкурсах и фестивалях – у творческих коллективов. На протяжении последних трех лет в республиканском турнире КВН «Осенний марафон»1 место занимают команды именно нашей области. Ежегодно детские творческие коллективы являются победителями и призерами республиканских конкурсов «Юные таланты Беларуси», «Я танцую» и многих других.
– Как добиться такого результата?
– Это дело не одного дня. Системная, целенаправленная и грамотно выстроенная работа дает результат. Покажу на примере участников олимпиады по учебным предметам. Через факультативы, в том числе межшкольные, индивидуальные занятия, районные олимпиадные школы, учебно-тренировочные сборы и так далее организована подготовка ребят к олимпиадами, и ведется она весь год. Работает в области профильный оздоровительный лагерь «Наука», где одаренные и высокомотивированные учащиеся не только отдыхают, но и готовятся к олимпиаде. Помимо этого, есть множество конкурсов исследовательских работ, турниров юных физиков, математиков и так далее. Готовясь к ним, ребята также углубляют свои знания по отдельным отраслям.
Направлений, чтобы реализоваться, очень много. И возможностей – тоже.
– В том числе выбрать профессию и получить по ней первые знания? Успешно работают педагогические классы, многие выпускники которых затем поступают на педспециальности вузов. С этого года появились и классы аграрной направленности.
–Уверены, это будет способствовать улучшению подготовки высококвалифицированных кадров для агропромышленного комплекса страны. Профильные классы (группы) аграрной направленности с этого учебного года открыты в 31 учреждении образования области.
– Еще одно новшество – возможность старшеклассникам получить рабочую профессию.
– Важным нововведением 2018 года считаю организацию профессиональной подготовки по профессиям рабочих (служащих) учеников 10 классов учреждений общего среднего образования в рамках предмета «Трудовое обучение». Такую подготовку в области получают почти 2 тысячи учащихся. Это те, кто не охвачен профильным обучением. Организована она на базе школ, учреждений профессионального и дополнительного образования.
Профподготовка осуществляется по 35 профессиям, самые востребованные из которых швея, столяр, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, помощник воспитателя.
Кроме того, только в нашей области 10-классники осваивают такие профессии, как «Фотограф» (Лида) и «Пожарный-спасатель» (Слоним).
– Учреждения профобразования также оперативно реагируют на требования современного рынка труда?
– Мы постоянно ведем мониторинг наиболее востребованных специальностей и при формировании планов набора учитываем потребность предприятий и организаций области в тех или иных специалистах, причем не только сегодня, но и на перспективу. В 2018 году ввели 11 новых специальностей, приостановили прием по 8. Например, открыли подготовку специалистов по охране окружающей среды в Новогрудском колледже, укладчиков напольных покрытий в Гродненском лицее строителей № 1, переработчиков мясной продукции в Берестовицком лицее. В будущем учебном году появится новая специальность в колледже бытового обслуживания населения – дизайн интерьеров.
Кроме этого, стараемся исключить дублирование специальностей в учреждениях образования, расположенных в одном населенном пункте.
Тесная работа с заказчиками кадров, отраслевыми комитетами и управлениями позволяет решить вопрос распределения выпускников. Мы готовим специалистов, которые сегодня нужны в области. Потому все выпускники, обучавшиеся за счет средств бюджета, получают первое рабочее место.
Настрой на открытия
– Если коснуться дошкольного образования, главный вопрос, который решался последнее время, – нехватка мест в детских садах. Снят ли он окончательно?
– Сегодня в целом урегулирован вопрос с обеспечением потребности в местах в детских садах, который не так давно был одним из самых актуальных для населения. В 2018 году в микрорайонах интенсивной жилищной застройки области введены в эксплуатацию четыре новых учреждения дошкольного образования на 780 мест. Они появились в Гродно, Новогрудке, Щучине и Островце.
Однако нельзя сказать, что вопрос полностью закрыт. Потому возведение детских садов продолжится. Еще два садика строятся в Лиде и Островце.
Принимаем и другие меры. Например, открытие дошкольных групп на базе школ, перепрофилирование ранее не функционирующих групповых помещений, уплотнение действующих групп. В результате в 2018 году было создано свыше 1,5 тысячи дополнительных мест.
Открываются детские сады на первых этажах многоквартирных жилых домов или во встроенно-пристроенных к жилым зданиям помещениях. Это предусмотрено утвержденным Правительством планом мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования на период до 2020 года. Направление, как нам кажется, перспективное. Посмотрите с точки зрения родителей: не нужно куда-то ехать или идти, достаточно спуститься во двор, чтобы отвести ребенка в садик.
– Раз мы затронули вопрос строительства, какие еще объекты системы образования, помимо уже названных двух детских садов, появятся вскоре на Гродненщине?
– В Гродно в интенсивно заселяемом микрорайоне Ольшанка к новому учебному году откроется школа на 1020 мест. Еще одна школа, а также Дом детского творчества появятся в городе атомщиков Островце.
Продолжаем расширять сеть детских домов семейного типа. Еще один будет построен в Гродно.
Не уроком единым
– В воспитательной работе каковы приоритеты?
– Педагогами Гродненщины уделялось особое внимание формированию мировоззрения учащихся, гражданской позиции, воспитанию патриотических чувств и семейных ценностей.
Много сделано в контексте Года малой родины, получило развитие тимуровское и волонтерское движение. Новое в этом году – республиканский проект «Школа Активного Гражданина», в рамках которого старшеклассники встречаются и общаются с известными политиками, общественными деятелями, руководителями предприятий и организаций района, области и страны.
Как и прежде, активно участвуют ребята в работе Молодежного парламента при Гродненском областном совете депутатов 4-го созыва, предлагают интересные социальные проекты.
– Лето 2018 года отметилось значительным увеличением количества детей, которые прошли оздоровление.
– 60 тысяч детей и подростков области отдохнули в лагерях различных типов.
Активно идет подготовка к оздоровительной кампании 2019 года. Планируем значительно расширить сеть круглосуточных лагерей для школьников города Гродно. Кроме стационарных оздоровительных лагерей, успешно реализованный проект «Лагерь в живописной местности» позволит дополнительно оздоровить за пределами города порядка тысячи детей из областного центра.
– Практика работы учреждений допобразования в каникулярное время, а спортивных объектов еще и в вечернее будет продолжена?
– Наша задача – предложить ребенку самые разные варианты проведения досуга, заинтересовать его, дать возможность проявить себя. Помимо традиционных кружков, уделяем внимание развитию современных и наиболее востребованных направлений: техническое творчество, ИТ-технологии, робототехника, мехатроника. И, что важно: занятия и кружки в учреждениях допобразования работают каждый день все три летних месяца.
Кроме того, в каждом учреждении образования области созданы условия для занятий спортом. Спортивные объекты открыты в учебное и каникулярное время как для взрослых, так и для детей, в том числе в вечернее время и выходные дни. Укрепляется спортивная база. Например, к нынешнему зимнему сезону закуплено 1400 пар современного лыжного инвентаря.
Это дает свои результаты. У нас очень сильная спортивная команда. На 12-й республиканской спартакиаде школьников по итогам выступлений в более чем 20 дисциплинах Гродненщина заняла 3 место, 2 место – на спартакиаде учреждений профтех образования, спартакиаде учреждений среднего специального образования. Мы стали победителями спартакиады «Защитник Отечества», соревнований по легкой атлетике «Школиада», «300 талантов для Королевы». Наши ребята выступили на соревнованиях по выполнению нормативов физкультурно-оздоровительной программы Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Беларуси, республиканской лиге по чирлидингу, соревнованиях «Снежный снайпер», «Кубок Кока-кола».
Но главное: занятость обучающихся в свободное от учебы время очень хорошо сказалась на профилактике преступлений среди несовершеннолетних. За последние три года на 53 процента с 345 случаев до 162 снизилось количество преступлений среди несовершеннолетних.
О тех, кто учит
– Кто сегодня учит, воспитывает?
– На Гродненщине трудятся 23 тысячи педагогических работников. И здесь у нас тоже есть свои достижения. Количество педагогов с высшей и первой квалификационными категориями в учреждениях общего среднего и дошкольного образования выше республиканских показателей: 74,8 процента (республиканский – 73,7) и 58,5 процента (54,3), соответственно. Однако количество сотрудников с категорией «учитель-методист» всего 25. Зная потенциал коллег, могу с уверенностью сказать, что этой категории достойны гораздо больше учителей. И мы будем над этим работать.
Отдельные проблемы существуют в комплектовании учреждений образования города Гродно воспитателями дошкольного образования, есть потребность в педагогах социальных, педагогах-психологах.
Стараемся решить проблему закрепления молодых специалистов, этот показатель у нас на уровне примерно 70 процентов. Виртуальная книга почета молодых педагогов, семинары, курсы, образовательные программы, мастер-классы – все это способствует их становлению в профессии и закреплению.
– Немаловажную роль играет и материальная сторона.
– Повышение уровня заработной платы учителей – поручение, которое ставилось на государственном уровне. И могу сказать, что нам удалось подняться на первое место в республике среди регионов (без учета Минска) по уровню зарплаты за декабрь 2018 года. Она составила 726,8 рубля, или 112,7 процента к декабрю 2017 года.
Рост обеспечивался как за счет бюджетных средств, так и за счет прибыли от внебюджетной деятельности. На эти цели направлено свыше полумиллиона рублей из внебюджетных источников.
Заработная плата работников отрасли будет расти и в 2019 году. Так, с 1 января все педагогические работники получили право на новую надбавку за выполнение дополнительного объема работ. Например, педагог может максимально получить в месяц чуть больше 106 рублей за работу с одаренными и талантливыми ребятами, за организацию подвоза детей – немногим более 53 рублей.
– Часть учреждений образования области перешли на новый принцип финансирования. Что это значит?
– С 2019 года все 334 учреждений общего среднего образования области и 60 детсадов Лидского и Слонимского районов перешли на нормативный принцип финансирования. Главный критерий в нем – численности обучающихся. При этом финансирование не зависит от территориального расположения учреждения образования.
С целью рационального расходования бюджетных средств ежегодно проводятся оптимизационные мероприятия. За 2018 год закрыто 5 и реорганизовано 9 учреждений образования, что позволило сэкономить почти 1 миллион рублей. В настоящее время с Министерством образования обсуждаются оптимизационные планы районов на 2019 год. В системе профобразования на завершающем этапе объединение профессиональных лицея и колледжа в Слониме. Планируется объединение двух колледжей в Ошмянах.
Пища для ума и не только
– Большое внимание, в том числе на государственном уровне, уделяется организации питания в учреждениях образования.
– Этот вопрос постоянно в поле нашего внимания. Эффективность контроля за организацией питания, закупка продуктов для питания детей были рассмотрены на заседании межведомственного совета по организации питания в учреждениях образования Гродненской области в декабре 2018 года.
В каждом районе области созданы комиссии по контролю за организацией питания детей. Их возглавляют заместители председателей, курирующие социальную сферу. В составы комиссий включены представители исполкомов, правоохранительных органов, санитарных служб, профсоюзов, общественных организаций. В самих школах в составы советов по питанию входят также родители и ученики. Для осуществления контроля и предотвращения фактов хищения на пищеблоках установлено видеонаблюдение.
Но, к сожалению, мы еще вынуждены констатировать факты недобросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей. В 2018 году за нарушения в организации питания привлечены к ответственности около 490 человек, это как работники столовых, так и руководители, уволены 22 работника.
Стоит сказать и о положительных моментах. Сегодня, к примеру, во всех школах области родители могут оплатить питание не выходя из дома – по безналичному расчету через ЕРИП, или АСБ «Беларусбанк». Еще одна техническая новинка – электронные программы по составлению меню. Это очень удобно.
Продолжаем ремонт пищеблоков. В 2018 году отремонтировали 28, приобрели 570 единиц холодильного и технологического оборудования, а также посуду, инвентарь, столовую мебель.
Наша задача – создать комфортные условия для ребят. Среду, которая способствовала бы их развитию, становлению как личностей. Это всегда в приоритете.
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА