Владимир МАМОНТОВ: «Журналист должен быть любознательным всю жизнь»

7beb53e3ae66889e1560291c23c96f64-310xautoГлавный редактор «Известий» и «Комсомольской правды» в прошлом, а ныне генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» поделился мнением, что в будущем ждет бумажные СМИ, кому в журналистике не место и как оградить детей от пагубного влияния интернета…
Недавно известный медиаэксперт побывал в Гродно. Здесь в рамках международного медиаклуба «Format А3» прошли встречи с журналистами региона и студентами ГрГУ имени Янки Купалы, выбравшими в качестве будущей профессии журналистику. Мы попытаемся передать самое интересное, озвученное нашим гостем.
– Владимир Константинович, вам как одному из создателей пятничной «толстушки» «КП», выходившей на постсоветском пространстве многомиллионным тиражом, безусловно, известны слагаемые коммерчески успешного проекта, поделитесь…
– Это были времена серьезного переустройства в газетах. «Комсомолка», кстати, имела 25-миллионные тиражи, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса. Каждый для себя решал вопрос: «Как выжить?», поэтому шли методом проб и ошибок… Одно мы усвоили прочно: наш читатель хочет, чтобы ему помогали, его понимали, что мы и делали, именно поэтому могли утверждать с гордостью: «Мы – народная газета». Быть таковой нам помогали разные средства: от социологических исследований до нормальной журналистской чуйки (мол, перекормили этой темой читателя, нужно завязывать). Плюс мы никогда не порывали обратную связь.
Важно всегда помнить: люди пишут, потому как хотят быть понятыми. А мы, в свою очередь, помогаем им в этом. В газете всегда есть маячки: и про политику, и про общество, и про культуру – всегда найдется интересующая страничка, даже если она кулинарная, мы тоже рады! И при этом читатель видит, что к нему относятся с уважением. Мы даем понять: «Читатель, ты все поймешь, даже если это «космос», – мы расскажем тебе понятным языком и по-житейски просто».
– Какими качествами должен обладать успешный журналист?
– Я склонен придерживаться той точки зрения, что журналист спокойный, степенный, холодный – это блюдо сегодня устарело и ни в одном «ресторане» его не продашь. Другое дело, если он горячий, яркий, интересный, полемический – вот такое читают! Самые главные качества журналиста – это любознательность и любовь к жизни. Унылый, мрачный журналист, у которого вокруг все плохо, мизантроп, которому ничего не интересно и он заранее все знает, – гнать его надо! В профессии он быть не может, поскольку создает неправильную картинку. Лучше пусть будет ошибочное мнение (ты ошибешься и потом поправишься), чем холодная, отстраненная журналистика. Если человек заставляет отбрасывать свои эмоциональные оценки и специально стремится к тому, чтобы остался только костяк какой-то новости, – это никому не нужно. Скелет хорош в кабинете биологии, а в жизни лучше с мясом, с человеческими эмоциями и своей точкой зрения.
– Как соблюсти баланс интересов: привлекая новых пользователей на сайт издания, не потерять при этом подписчика бумажной версии?
– Очень правильный вопрос, но с течением времени по-разному надо отвечать. Смотрите, вы создали сайт и боитесь, что новость поставите на сайт, а завтра она будет не нужна в газете, ее уже прочитали. У нас тоже были такие опасения. Но рынок новостей сегодня устроен так, что если вы немедленно не поставите новость на сайт, завтра она устареет. С точки зрения новостной политики – бороться, как мне кажется, за оперативность и стремление быть самым быстрым новостным сайтом в округе, а может, и в мире. Вот это важно! Когда мне рассказывают истории о том, что вы, мол, сейчас подорвете бумажную версию, она будет в дальнейшем все схлопываться, вы обнаружите, что эта логика не работает.

– Ваше мнение: что ждет бумажные СМИ, не переориентировавшиеся на интернет?
– Жизнь покажет, но с точки зрения происходящего сегодня, стало ясно, что основной поток новостей идет и воспринимается мимо бумаги, а на нее продолжают тратиться огромные деньги. Самые продвинутые и рыночно-ориентированные медиа-менеджеры, поняв это, уходят от бумаги в интернет, радио (зная, что там скорость продвижения и потребления информации гораздо выше). Для чего это делают? Для сокращения издержек. И это происходит в тех случаях, когда бумага либо перестала приносить рекламные доходы, либо резко сократилась. Поэтому решение каждый принимает для себя самостоятельно.
– То есть ставка на интернет-версию беспроигрышна?
– Если у вас есть уникальные каналы региональной информации, то постоянное опережение конкурентов приведет к повышению вашего цитирования, а это, в свою очередь, приведет новых рекламодателей. Новость надо как можно быстрее выдавать. Борьбу за новости (даже если она ведется на любых трех квадратных сантиментах) никто не отменял. У себя, например, на радиостанции мы за новость боремся, и индекс цитирования у нас первый в Москве, притом, что нам всего три года.
– Ваш новый проект «Разумный интернет» – в чем его суть?
– Проект кириллической доменной зоны, на которой можно прописаться с адресами «.ДЕТИ», «.МОСКВА», «.РУС» – это своеобразная площадка для сайтов, гарантирующая пользователям, что их контент не идет в разрез с законом. Проблема нынешнего интернета – в его доступности. Особенно это актуально для детей. Ограничить доступ к ненужной для них информации главным образом должны родители. Задача нашей доменной зоны – гарантировать пользователям общеобразовательный, развлекательный, воспитательный контент для их детей: все, что ребенку знать до 18 лет не положено, не найдет себе места в этой зоне.
– И напоследок, дайте три совета, как жить с удовольствием?
– Для этого нужно определить для себя, что такое настоящее удовольствие, в чем оно? Надо, чтобы твое жизненное ощущение было подлинным. Что для этого надо делать? Я не очень знаю, но каждому свое. Второе – культивировать любознательность. Журналист должен это делать всю свою жизнь. И, наконец, третье – любить людей.

Фото Михаила ИСАЧЕНКО
Ольга АНУФРИЕВА

Добавить комментарий