15 марта — День потребителя. Что нужно знать при приобретении товара в Интернете?
С каждым годом в нашу жизнь все активнее входят цифровые технологии. Купить продукты, оплатить счета или заказать путевку – все это можно осуществить не выходя из дома. Однако вместе с удобством и экономией личного времени XXІ век преподносит и неприятные сюрпризы, предотвратить которые мы можем только в случае, если знаем свои права. О том, как обезопасить себя от некачественных покупок в Интернете и что нужно знать в первую очередь, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей мы поговорили с главным специалистом сектора экономического анализа отдела экономики Кореличского райисполкома Инной ВЫДРИЦКОЙ.
– Инна Владимировна, какими законами защищены права потребителей в Интернет-магазинах?
– Как и продажа в обычном магазине, торговля в Сети регулируется Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 года № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
– Что нужно знать при приобретении того или иного товара в Интернете?
– В первую очередь, на сайте Интернет-магазина должна быть размещена информация о его регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь (mart.gov.by), а также образцы документов, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдать человеку вместе с покупкой (это может быть квитанция к кассовому ордеру, отрывной талон или другой заменяющий документ с данными о продавце – предпринимателе или фирме, с юридическим адресом, а также наименованием изделия, стоимостью и датой). При этом важно обратить внимание на то, указано ли на сайте название организации, ее юридический адрес, время работы магазина, наименование товара и его описание, цена и условия оплаты, гарантийные сроки и информация о доставке. Если чего-либо из этого списка вы найти не можете, это повод задуматься.
– Что должен помнить потребитель при получении товара?
– Главное, чтобы продавец передал человеку товар надлежащего качества, полностью соответствующий описанию на сайте. Одновременно с этим покупатель должен получить документы на товар (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и другие) и подтвердить доставку, поставив личную подпись в документах продавца. Немаловажен и вопрос оплаты. Расчет должен производиться в наличной или безналичной форме – обратите внимание, что продавец обязан предоставить вам эти два варианта. Если вдруг он решает изменить цену из-за неудобной для него формы оплаты, это свидетельствует о нарушении закона.
– Какие права имеет потребитель, осуществляя покупку в Интернет-магазине?
– Важно помнить, что человек имеет полное право возвратить или обменять товар в установленные законодательством сроки. Например, если у покупателя не сохранился чек, то это вовсе не повод опускать руки. Продавец обязан принять некачественный товар у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку его качества (на срок действия гарантии экспертиза проводится за счет продавца).
ЭТО ВАЖНО
Если курьер торопится и отказывается показать вам товар, вскрыть его упаковку и проверить работу, от покупки лучше отказаться. В таком случае в документах продавца стоит указать, что курьер отказался продемонстрировать работоспособность техники, что, в свою очередь, и стало причиной отказа.
КСТАТИ
Качественные электробытовые приборы не подлежат обмену и возврату. Например, если дома вы обнаружили, что новая стиральная машина не входит в проем, а плазменный телевизор не помещается на стену, менять вашу покупку на другую модель или возвращать деньги магазин вовсе не обязан.
Виктория КОСТЮК