Александр Касперович из деревни Любно в далеком 1986-ом году сражался с невидимым врагом под названием радиация
В истории каждого народа, каждой страны есть люди, чьи имена не звучат на каждом шагу, но их помощь и самоотверженность бесценны. Они – тихие герои. Те, для кого необходимость выполнения поставленной задачи важнее собственного здоровья, личного времени, любимой семьи… Одним из таких людей можно по праву назвать Александра Касперовича из деревни Любно Мирского сельсовета, который в далеком 1986-ом был тем, кто наряду с сотнями других молодых ребят сражался с невидимым врагом под названием радиация.
Скромный и с виду застенчивый тракторист-машинист КСУП «Птицефабрика «Красноармейская» начинает беседу с мирного времени: с того момента, когда он окончил десять классов средней школы, получил профессию в Новогрудском государственном сельскохозяйственном профессиональном лицее, после чего отправился в учебный батальон в Нижнем Новгороде. Через полгода молодой человек оказался в Тамбове, где на протяжении полутора лет служил в пожарно-спасательной части.
Вернувшись на малую родину, которая стала для мужчины недолгим пристанищем, Александр Касперович работал водителем ОАО «Кореличская сельхозтехника», после чего перевелся в местное хозяйство. О том, что произошла авария на ЧАЭС, говорит, узнал, как и все – из газет.
– Сперва были одни сборы, потом – вторые, а в третий раз нам уже сказали: «Поедете в Чернобыль». Самое трудное, с чем пришлось столкнуться – это с неизвестностью, – рассказывает мужчина. – Что такое радиация? Как она выглядит? Конечно, все мы понимали, что случилось страшное, но ничего конкретного об этом совершенно не знали…
Прибыл уроженец Кореличчины в загрязненную зону в октябре, спустя полгода после катастрофы. Временным домом для двадцатидвухлетнего парня стала маленькая деревня Рудаков, которая расположилась между Хойниками и Брагином Гомельской области. Как рассказывает ликвидатор, несмотря на то, что сама станция была далеко, ее очертания, если хорошенько присмотреться, вполне были видны.
– В нашем батальоне располагалась тысяча двести таких же молодых ребят, которые, бросив все, отправились на ликвидацию последствий мощнейшего взрыва, – вспоминает Александр Анатольевич. – Кормили нас отменно, мы не жаловались. Воду, еду – все привозили, всего было вдоволь. Некоторые продукты выдавали в двойном объеме – сыр, масло, яйца, – для того, чтобы организм быстрее выводил всю накопленную радиацию.
Основной задачей роты, где служил мужчина, было очищение загрязненных участков в 30-километровой зоне: снятие дёрна, скашивание травы… Не обходилось и без разгрузки машин для строительства домов для переселенцев. Когда наступила зима, работы как таковой не было, а весной настало время дезактивации: удаления радиоактивных веществ с различных поверхностей – домов, построек, улиц…
– Нам повезло: тех ужасов, которые рассказывают о Чернобыле, нам видеть не довелось, – вспоминает Александр Касперович. – А вот на здоровье радиация, конечно же, сказалась: на протяжении четырех лет сильно болела голова… Сейчас состояние нормализировалось, но раньше было тяжело.
Спустя полгода напряженной обстановки, усиленного труда и тоски по дому мужчина вернулся в родное Любно. Через год Александр женился, и зажил новой, уже спокойной и размеренной жизнью, – той, о которой мечтал каждый герой той страшной катастрофы 1986-го.
Виктория КОСТЮК
Фото автора