Схемы старые, жертвы новые. С начала текущего года на территории Кореличского района совершено 16 киберпреступлений

По всей стране продолжает расти количество преступлений в сфере высоких технологий. Кореличский район – не исключение. С начала текущего года на территории района совершено 16 киберпреступлений. За аналогичный период 2019 года их количество составило 11.

Соцсети (Одноклассники, ВКонтакте)  – отдельное благодатное поле для работы мошенников. Чаще всего взламывают аккаунт вполне реального человека, а потом от его имени начинают переписываться с его друзьями. Тема переписки может быть любой и зависит от фантазии мошенника. Но всегда все делается для того, чтобы выманить у вас хоть немного денег.

Кибермошенник может просто попросить по дружбе перекинуть деньги на карту. Кто похитрее, тот придумывает истории вроде покупки в интернете с просьбой  оплатить ее. Пожилым людям в «Одноклассниках» виртуальные псевдодрузья рассказывают о всяких розыгрышах, к примеру, со стороны «Беларусбанка», которому пенсионеры полностью доверяют. Всего-то и надо, что сбросить «другу» данные карты.

Что же делать, чтобы не стать очередной жертвой киберпреступника? Во-первых, включите двухфакторную авторизацию. Во-вторых, позвоните другу, если от его имени в соцсетях у вас выманивают деньги. Если у вас нет номера телефона друга, то, наверное, не такой уж он и друг, чтобы одалживать ему деньги. В-третьих, обратитесь в службу поддержки соцсети и опишите ситуацию.

Еще одна распространенная схема киберобмана, которая на языке хакеров называется «вишинг», превращается в жизнь в тот момент, когда вам звонит человек и представляется сотрудником банка.

О чем же следует помнить, чтобы не стать очередной жертвой вишинга?

  1. Если вам поступил звонок от имени якобы сотрудника банка, не вступайте с ним в разговор. Положите трубку и самостоятельно обратитесь в банк по номерам, указанным на официальном сайте. Не секрет, что злоумышленники сегодня активно пользуются IP-телефонией. Это позволяет использовать номера, которые похожи на официальные номера банков. Иногда эти номера и вовсе могут совпадать!
  2. Сотрудник банка и без звонка должен знать вашу фамилию, паспортные данные, сколько денег осталось у вас на карте. Если кто-то по телефону начинает спрашивать у вас что-то подобное, смело завершайте разговор и сообщайте о подозрительном звонке в банк.
  3. Есть информация, которую должны знать только вы. Банки никогда не звонят сами и не спрашивают по телефону у клиентов полный номер карточки, срок ее действия, логин и пароль к интернет-банкингу, кодовое слово, код из СМС-сообщения.
  4. Популярная схема мошенников – напугать владельца карточки. Могут быть использованы различные вариации: «С вашей картой происходят какие-то мошеннические транзакции»; «С вашего счета уже списали деньги, а чтобы спасти то, что осталось, надо все перевести на временный счет»; «Скажите срочно пароль, а не то мы заблокируем карточку». Важно! Если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать (такие случаи были, например, когда резко менялась география совершения операций по карте). Но в любом случае все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.

Денис КУЗЬМИЧ,

старший оперуполномоченный ОУР Кореличского РОВД