Акцент на воспитание и безопасность. Интервью с начальником главного управления образования облисполкома Русланом Абрамчиком
В День знаний нарядных и отдохнувших мальчишек и девчонок на Гродненщине встречали 323 школы и 418 детских садов. О том, с каким настроением сфера образования региона начинает новый учебный год, об организации образовательного процесса и приоритетных задачах журналисту «ГП» рассказал начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик.
– Руслан Юрьевич, для учителей, школьников и их родителей День знаний – долгожданный и особенно волнительный праздник. Атмосфера радости и позитива в этот день всегда на максимуме. Расскажите, в каком ключе стартовал 2020/2021 учебный год?–Новый учебный год в области начался организованно: и у школьников, и у учителей прекрасный настрой. Одни соскучились по занятиям, школьной суете, общению, ведь мы помним, что из-за коронавируса некоторое время ребятам пришлось заниматься дистанционно. Другие порог школы переступили с четким пониманием того, что внешние процессы в мире взрослых не должны каким-либо образом сказываться на получении детьми качественного образования. Педагоги помнят: их главная миссия – учить и воспитывать юное поколение, растить их настоящими патриотами своей страны. К проведению уроков все приступили в полном составе. И особенно радует, что большой и сплоченный педагогический коллектив области нацелен вести своих учеников по увлекательной стране знаний. Желание открывать новые горизонты, двигаться вперед и созидать присуще всем без исключения.
По всем канонам прошли на Гродненщине и торжественные линейки. И это несмотря на то, что мероприятия, приуроченные к 1 сентября, в этом году приобрели в области разноформатный сценарий. К примеру, в большинстве городских школ торжественные линейки прошли только для 1-х и 11-х классов, в сельских с небольшим количеством учащихся – в традиционном формате с соблюдением правил респираторного этикета. Для школьников День знаний начался с проведения первого тематического урока «Я вырос здесь, и край мне этот дорог», участие в котором помимо педагогов приняли также известные люди нашей области.
– В этом году в Гродненской области более 12 тысяч первоклашек. Всего за парты сели 117,7 тысячи школьников. Насколько педагоги готовы к образовательному процессу, учитывая поставленную Главой государства задачу по активизации воспитательной работы?
– Сегодня с задачами обучения и воспитания подрастающего поколения успешно справляются почти 21 тысяча педагогов. Из них 77% – с высшим образованием, 67,4% – с высшей и первой квалификационной категориями. Категорию «учитель-методист» имеет 31 сотрудник.
Не секрет, что быть педагогом – это настоящее искусство, тяжелый труд. И мы, безусловно, гордимся нашей большой педагогической командой, где каждый учитель выполняет свою работу на самом высоком профессиональном уровне, умеет отыскать индивидуальный подход к любому ребенку. Кто бы что ни говорил, но наша педагогическая семья едина и неделима. Сегодня кто-то пытается принизить значимость учителей, стравить между собой, отпуская язвительные высказывания в их сторону. Мы осознаем, что это происходит под действием эмоций, и напоминаем: полноценного развития детей можно добиться лишь совместными усилиями.
Сегодня победы на международных предметных олимпиадах, высокие результаты ребят на централизованном тестировании – за всеми этими достижениями стоит ежедневная кропотливая работа педагогов, знающих свое дело, живущих им.
Именно благодаря таким профессиональным кадрам система образования Гродненской области на протяжении многих лет сохраняет лидирующие позиции по многим показателям. Нам удается удерживать эту высокую планку. Главное, не останавливаться на достигнутом, стремясь к покорению новых вершин, каждодневно работать над собой.
Одна из задач системы образования – это воспитание достойных граждан своей страны. Педагоги Гродненщины учат ребят нести ответственность за свои поступки, помогают формировать собственный взгляд на мир, находить свое призвание в нем. Вместе с родителями с самого детства создают вокруг ребенка правильную среду. Уделяют внимание формированию семейных ценностей. Воспитывают в мальчишках и девчонках истинные патриотические чувства, вкладывая в юное поколение высокие идеалы добра, гуманизма и справедливости.
– В основе качественных знаний – не только профессиональная работа учителя и старание ученика, но и крепкая материально-техническая база учреждений образования, обеспеченность их современным оборудованием. Насколько масштабной была модернизация в этом году, и какиеусловия созданы для обучения?
– В Гродненской области на начало нового учебного года функционируют 795 учреждений образования, в том числе 323 школы. Паспорта готовности все они получили в срок. Мы постарались создать максимально комфортные условия для пребывания и обучения детей в школе, работы учителей. Был проделан большой объем ремонтных работ. На подготовку к новому учебному сезону, улучшение материально-технической базы школ региона было выделено 9,5 миллиона рублей.
Текущие ремонты проведены во всех учреждениях образования, включая общежития для учащихся, спортивные объекты. Капитальные ремонты завершены на 13 объектах. Строительно-монтажные работы продолжаются в яслях-саду №3 г.Ошмяны и Вертелишковской средней школе.
Традиционно большое внимание уделено подготовке пищеблоков. Приобретено свыше 200 единиц холодильного и технологического оборудования. Укомплектованы они и всем необходимым инвентарем, посудой, столовой мебелью. На данные мероприятия было затрачено более 2000 000 рублей.
Порядка 9,3 тысячи учащихся, которые проживают в сельской местности, будут бесплатно подвозиться к месту учебы и обратно. Для этих целей в области имеется свыше 250 школьных автобусов. В этом году парк автобусов пополнился на 9 единиц. В планах приобретение еще 2 транспортных средств, которые будут подвозить юных берестовичан и ивьевчан.
– Ожидаются ли в новом учебном годукакие-либо новшества в организации образовательного процесса?
– Кардинальных преобразований не будет. По-прежнему продолжается процесс поэтапного введения новых учебных программ. Учащиеся 1-9-х классов по ним уже работают. В 2020/2021 учебном году обновленное содержание учебных предметов будут изучать учащиеся 10-х классов. А в следующем году переход на новые учебные программы завершится окончательно. К слову, теперь изучать отдельные предметы на повышенном уровне имеют возможность не только учащиеся гимназий, но и средних школ, начиная с 8 класса. К примеру, учебная программа для изучения на повышенном уровне предмета «Иностранный язык» предусмотрена с 5 класса.
Продолжат работать и профильные классы, в том числе профессиональной направленности: педагогические, спортивно-педагогические, аграрные, военно-патриотические.
В свое время новшеством для системы образования области стала возможность старшеклассников получить рабочую профессию в рамках предмета «Трудовое обучение». Профессиональная подготовка с учетом запросов учащихся, специфики региона, наличия материально-технической базы и кадровых ресурсов будет организована и в этом году. К слову, в 2019/2020 году такую подготовку в регионе получали почти 4 тысячи учащихся 10-11 классов. Профподготовка осуществлялась по 39 профессиям и была организована на базе школ, учреждений профессионального и дополнительного образования. Успешно сдали квалификационный экзамен и получили свидетельства установленного образца свыше 1,5 тысячи учащихся, более 400 учащихся – справки об обучении.
Определенные коррективы будутвнесены педагогами и при формировании календарно-тематического планирования по учебным предметам. В частности, при его составлении специалистам рекомендовано опираться на те темы, что были пропущены в четвертой четверти.
– Значит, новый учебный год для учителей и школьников начнется с наверстывания упущенных знаний?
– Можно сказать и так. Ведь главная цель учреждений образования –предоставлять качественные образовательные услуги. Любые пробелы в знаниях нужно восполнять. А учитывая тот факт, что в сложившихся эпидемиологических обстоятельствах многие учащиеся находились на дистанционном обучении дома, это не исключено. Для начала учителя оценят уровень знаний ребят, посмотрят, насколько усвоены материалы четвертой четверти. Этот анализ покажет, к каким темам будет не лишним вернуться еще раз, на чем сосредоточиться более детально, а что просто повторить и закрепить.
– Учитывая непростую эпидситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции, четвертая четверть для многих школьников оказалась довольно скомканной. Многих (особенно родителей) волновало, какие меры безопасности будут предприняты в учреждениях образования, чтобы защитить детей от Covid-19?
– Настороженность взрослых понятна. Из-за пандемии коронавируса окончание учебного года выдалось совсем не таким, как хотелось бы. Но для нас здоровье детей – на первом месте. Поэтому при подготовке к 2020/2021 учебному году вопрос обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия был взят под особый контроль.
В целом образовательный процесс в школах будет организован в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования с учетом всех эпидемиологических мероприятий по профилактике и недопущению распространения инфекционных заболеваний, в том числе коронавирусной инфекции. Меры безопасности в учебных заведениях были усилены: приобретены термометры, средства индивидуальной защиты, дезсредства и антисептики в достаточном количестве. Чтобы снизить риск заражения, позаботились и о разделении времени начала и окончания смен, проведении массовых мероприятий преимущественно на открытом воздухе, ограничили количество родительских собраний и другое. Ежедневно будет проводиться дезинфекция и проветривание учебных помещений. При выявлении у школьников или учителей признаков респираторной инфекции они не будут допускаться к учебе и работе.