Какие тайны хранят колокола в храмах местечка Мир

Поселок Мир в настоящее время у многих на слуху, ведь там находится всемирноизвестный замок. В XVIII в. это поселение  называли цыганской столицей ВКЛ, а в XIX в. оно было известно благодаря Мирской иешиве, где ежегодно обучалось около 400 студентов из разных стран мира, двум крупным ярмаркам  и самым громким в округе колоколом «Кароль», звон которого спас китайских купцов в метель.

На протяжении многих веков колокола сопровождали жизнь людей. Они созывали на всеобщее собрание (вече), звонили во время церковной службы, праздников, торжественных событий, оповещали о надвигающемся стихийном бедствии, о приближении врага. В городском поселке Мир сохранилось их несколько.

На краю бывшей торговой площади находится  Николаевский костел, где имелось шесть колоколов. В 1710 г. после Северной войны владелец Мирского графства князь Кароль Станислав Радзивилл восстановил костел, хозяйственные постройки, плебанию и заказал большой колокол в честь победы над шведами, который назывался «Кароль». Он был более двух метров в диаметре, весил около 4800 кг, а колокольный язык – 300 кг. По кругу были нанесены имена: Михаил, Кароль, Станислав и фраза из Библии на латинском языке. Колокол был отлит в Мире мастером Амброзием Яном Патом, приехавшим из Гданьска.

Николаевский костёл. 1882 г.

Считалось, что самый большой колокол мирского костела был одним из самых звонких в Великом Княжестве Литовском. Он имел мощный и приятный звук. В то время везде говорили: «Когда «Сигизмунд» ударит на Вавеле, то «Кароль» отзовется в Мире». Среди простых людей, когда кто-нибудь громко вел беседу, говорили, что кричит, как мирский колокол. Поэт XIX в. Владислав Сырокомля, прихожанин Николаевского костела, вспоминал, что слышал в д. Залужье (14 км от поселка Мир), как мирский колокол собирал верующих на богослужение и, находясь под впечатлением, написал сонет.

Колокол «Кароль» упоминал и Игнатий Ходько, писатель XIX в., в «Дневнике квестора». В нем автор описывал приключения Михаила Лавриновича. В разделе «Легенды старого Мартина» речь шла о том, как старый фурман Мартин (извозчик) вез квестора в Мир и рассказывал о знаменитом колоколе. Этот момент был запечатлен на литографии из серии «Виленский альбом». Один ее экземпляр хранится в музее «Замковый комплекс «Мир».

Колокол, отлитый на заводе П.Н. Финляндского. Конец XIX – начало XX вв. Фото 2016 г.

До 1854 г. колокол «Кароль» находился на отдельной колокольне. Потом его переместили на верхний этаж костельной башни. С большей высоты голос «Кароля» не только звучал триумфом радости, разнося людям хвалу Создателя, но и временами издавал звуки тревоги, оповещая о пожаре, несчастьи и печали.

Известно, что в костеле собирались участники восстания 1863–1864 гг., после подавления которого храм был закрыт, позднее переустроен под церковь, на колокольне которой (костельной башне) находилось шесть колоколов. Самый маленький весил 1 пуд (16 кг), четыре других – 2, 5, 10 и 50 пудов, и самый большой – 300 пудов (4800 кг). Во второй половине XIX в. благодаря его звону китайские купцы, сбившиеся с пути во время метели, нашли дорогу, ведущую в Мир. Потрясенные чудесным спасением, приехав торговать на ярмарку в очередной раз, (ежегодно устраивались в местечке две крупные Свято-Николаевские ярмарки: весенняя (9 мая) и зимняя (6 декабря), длившиеся по месяцу), они подарили храму икону св. Николая, вышитую шелком. В настоящее время она находится в церкви Святой Живоначальной Троицы г.п. Мир.

К сожалению, колокол «Кароль» не уцелел. В 1915 г., во время Первой мировой войны, по распоряжению российских властей все колокола в Мире были сняты и вывезены в Россию. Самый большой колокол вытолкнули из проема башни. Он, ударившись о землю, раскололся на две части. Солдаты разрубили его на куски и вывезли в г. Минск на нескольких подводах вместе с другими колоколами.

После окончания Первой мировой войны в Мир вернулся только один колокол, который был отлит еще в 1666 г. усилиями ксендза Казимира Рафала Можделевского. На лицевой стороне его виднелось изображение св. Казимира с крестом и лилией и год 1666. Выше изображения на колоколе размещались орнамент и надпись. В переводе с латинского языка она содержала следующую информацию: «Иисус, искупитель наш, через заслуги св. Казимира отпусти нам грехи наши и дай нам спокойное время». Весил он 50 пудов, установили его на то место, где раньше находился «Кароль».

В 1919 г. верующим-католикам было возвращено здание костела, которое было заново обустроено. Николаевский костел действовал до 1946 г. На его башне до начала Великой Отечественной войны, кроме колокола с изображением св. Казимира, было установлено два новых. Они были торжественно освящены бискупом пинским ксендзом Казимиром Букрабе 16 июля 1934 г.

Один колокол был пожертвован Михаилом и Ядвигой (сестрой и братом) Микульскими из деревни Рапьево. Он назывался «Михаилом», весил 539 кг.

Второй колокол назывался «Антоний». Весил он 258 кг. Его украшали надписи и изображения святых. Одна сообщала, что колокол пожертвован для костела в Мире ксендзом и местным приходом в 1934 году. Вторая надпись, размещенная под изображением св. Антония, содержала следующие слова: «Пусть мой голос проникает в душу грешника». С другой стороны присутствовало изображение Богоматери Неустанной Помощи. Ниже изречение: «Матерь Божья, выслушай голос души молящегося».

Два выше описанных колокола были отлиты в мастерской братьев Фельчинских в Пшемысле.

В годы Великой Отечественной войны башня мирского Николаевского костела была повреждена. Не уцелели и колокола. В настоящее время костел приведен в порядок, в нем проводятся богослужения.

Одним из старейших храмов поселка является церковь Святой Живоначальной Троицы. Известно, что в середине XIX в. на праздничную службу зазывали четыре колокола весом 1, 6, 10 и 20 пудов, размещенные на колокольне во фронтальной части здания.

В настоящее время службы, проводимые в церкви Святой Живоначальной Троицы, сопровождаются звоном четырех колоколов. После их осмотра и изучения выявленных надписей и изображений можно предположить, что только один колокол, из ранее использовавшихся, сохранился до наших дней. Его точный вес 1 пуд 26 фунтов. Его гладкая поверхность, украшенная двумя полукруглыми валиками, форма колокольного языка, указывает на то, что колокол был отлит на московском колокололитейном заводе Павла Николаевича Финляндского не позднее 1873 г.

На заводе П. Н. Финляндского был отлит и другой колокол, из четырех имеющихся в церкви Святой Живоначальной Троицы. Он весит 7 пудов 10 фунтов. На изделии присутствуют две ступеньки, полукруглый валик в нижней части и два полукруглых валика в верхней. Между ними находится надпись с указанием места изготовления, веса и три изображения герба Российской империи. Они указывают на то, что колокол был выполнен после 1896 г.

Вначале ХХ в. на Московском колокололитейном заводе П. Н. Финляндского отливалось до 30 тысяч пудов. Этому способствовало расширение железнодорожной сети России и введение в 1899 г. льготного тарифа на перевозку колоколов, благодаря которому появилась возможность отправлять колокола в самые отдаленные места России. Завод выпускал продукцию наивысшего качества, что подтверждалось наградами.

Высокой наградой за победу на государственных промышленных выставках для колокололитейных заводов было право изображать герб Российской империи на своих изделиях. Это являлось официальным признанием отличного качества продукции завода, его мастеров и помощников. Московский завод П.Н. Финляндского имел право отливки на своих изделиях трех изображений герба, так как побеждал на выставках в 1873, 1882 и 1896 гг.

На каждый колокол завод выдавал гарантию, но при условии безукоснительного соблюдения разработанных правил эксплуатации колокола. В них в частности запрещалось: заменять язык, прилагаемый заводом к конкретному колоколу, изменять его форму, вес (наращивать или сокращать). На заводе П.Н. Финляндского использовали кованые железные языки, изготовленные в Нижегородском селе Городцы.

Два выше рассмотренных колокола используются по сегодняшний день с соблюдением правил эксплуатации. Они находятся в хорошем состоянии, их колокольные языки, схожие по форме, не заменялись.

Два других колокола отличаются весом: 1 пуд 38 фунтов и 1 пуд 15 фунтов, орнаментальным украшением, формой. Они, вероятнее всего, были отлиты на Бакулевском заводе в г. Слободском Вятской губернии в начале XX в. Именно там отливали колокола, имевшие трапециевидную форму маточника с плоским верхом, декор в виде растительного орнамента из пятилистников, жемчужника, канатиков с повторением композиции в зеркальном отражении, две пары полукруглых валиков в верхней части.

На территории музея «Замковый комплекс «Мир» находится церковь-усыпальница последних владельцев Мирского замка князей Святополк-Мирских. Строилось здание с 1904 по 1910 гг. В нач. XX в. службы, проводимые там, сопровождались звоном двух колоколов, закрепленных на звоннице храма. Они весили 710 и 435 кг. К сожалению, колокола не сохранились. Во время войн XX в. и послевоенной разрухи церковь-усыпальница была разграблена, а с августа 1948 г. в ней находилось зернохранилище спиртового завода. Лишь в 2004 г. началась реставрация купола, фасадов и внутренних помещений. Через три года, 27 апреля 2007 г., был установлен колокол весом 530 кг. Его высота составляет 75 см, диаметр юбки – 95 см, длина колокольного языка – 87 см.

Колокол был отлит в Минске на предприятии «Отменное литье», образованном в 1995 г. как общество с ограниченной ответственностью на производственной базе Минского станкостроительного завода. Изделие украшено рельефными поясами, изображением Почаевской иконы Божьей Матери, надписями. В юбочной части колокола помещена фраза: «Памяни души усопших раб роду Святополк-Мирских». Вторая надпись, с указанием даты освящения, находится в верхней части колокола.

Чин освящения кампана был проведен протоиереем Вячеславом (Ивашкевичем), настоятелем (в 2007 г.) церкви Святой Живоначальной Троицы в г.п. Мир. После чего он был поднят и закреплен рабочими РУП «Минскреставрация» на колокольне церкви-усыпальницы. Собравшиеся люди: работники музея, туристы, жители поселка, — услышали первые двенадцать ударов.

В настоящее время церковь-усыпальница князей Святополк-Мирских открыта для посещения.

 

Ольга КОЛОСОВСКАЯ,
научный сотрудник отдела по научной работе учреждения «Музей «Замковый комплекс «Мир»