Ни гриб, ни растение, ни животное. Как необычный экземпляр живет в Беловежской пуще
Необычные и редкие экземпляры флоры и фауны можно встретить в Беловежской пуще. Сейчас дождливой осенью на фоне темной листвы и деревьев в лесах Нацпарка особо ярко виднеются ярко-оранжевые крошечные бусинки. Это – трихия обманчивая. Или по-научному Trichia decipiens. Ее нельзя отнести ни к царству грибов, ни к царству растений, ни к царству животных. Эдакий терра инкогнито в своем роде.
Как отмечают в научном отделе Нацпарка «Беловежская пуща», трихии не редки и относятся скорее к видам-космополитам, то есть распространены по всему земному шару.
К слову, в современных классификациях трихию относят к простейшим организмам и считают больше животными, чем растениями или грибами. Но некоторые исследователи причисляют их к водорослям из-за особенностей способа питания.
Путаницу вносит необычный цикл развития слизевиков. Их основное тело в стадии роста и питания представлено плазмодием, то есть голой протоплазматической массой. Такой амебообразный плазмодий живет в сырых темных местах, например, внутри мертвого дерева, в старом пне или под опавшими листьями. Там он медленно ползает, питаясь в основном бактериями и растительными остатками. На этой стадии слизевик ведет себя как типичное низшее животное. При этом молодой плазмодий ползает не хаотично, а ищет укромные, влажные и затененные места, прячась от света. Когда же плазмодий достигает зрелости, поведение его меняется – он устремляется к свету, сухим и теплым местам, старается выбраться на поверхность. Затем плазмодий приступает к размножению, образуя, как грибы, плодовые тела самой изумительной формы и окраски.
При созревании спор оболочка спорангия разрывается, а споры рассеиваются по воздуху. Попав на подходящее место, споры прорастают, а из оболочки выходят миксамебы или зооспоры со жгутиками. Со временем они вступают в процесс, сливаясь попарно и формируя новый плазмодий, который уползает в темные и влажные места, и жизненный цикл этого прекрасного организма начинается сначала.
Такова и трихия обманчивая. Ее ярко-оранжевые бусинки, которые можно увидеть на мертвой древесине, – лишь малая часть очень сложного и удивительного жизненного пути.