Танкист Александр Меньковский из деревни Дуброва
После освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков началась мобилизация на фронт. В команду, куда был зачислен Александр Федорович Меньковский, были призваны около 100 новобранцев. С какими чувствами провожали их близкие и родные, остается только догадываться, ведь расставание было не на день или два.
Путь до общеизвестного западно-белорусским рекрутам подмосковного Алабина, где учили новобранцев владеть оружием методам самовыживания, также не нов. Прошел эту школу и Александр Меньковский. Вышел из нее стрелком.
Как и все наши земляки, попал в действующую Армию в Восточную Пруссию. Служил боец не только стрелком, но и связным при штабе батальона. Привилегий никаких, а риска хоть отбавляй.
Печально известная нашим солдатам кровавая речка Шешупе на границе Литвы и Восточной Пруссии. При ее форсировании погибло немало бойцов и командиров. Александру Меньковскому повезло выжить, но суждено было продолжить боевой путь в направлении Кёнигсберга.
Получив боевое крещение в составе 38-го стрелкового полка, боец участвовал во многих сражениях. Враг знал, что перед ним необстрелянные солдаты, и шел на разные хитрости, чтобы заманить их в свои укрепления. Немцы делали вид, что отступают, а потом накрывали ураганным артиллерийским огнем свои же огневые позиции, где успели обосноваться красноармейцы. Они точно знали их местонахождение, потому и потери наших солдат были огромными. В таких случаях выручали старослужащие, опытные фронтовики, которые учили однополчан выживанию. Кому-то везло, но многие навсегда остались в той земле, стали калеками.
А тем временем наступление продолжалось, и передовые отряды Красной Армии подошли к городу-крепости Кёнигсбергу. При штурме этого города и был ранен Александр Меньковский.
После лечения в госпитале солдат попал на 1-й Украинский фронт, но род войск сменил: был стрелком в пехоте – стал танкистом. В боевых действиях уже не участвовал, находился в резерве командования.
За всю армейскую службу А. Меньковский только один раз был в наряде по кухне. И выпал он как раз на День Победы.
Какая это была радость! Ветеран вспоминал с волнением. Как только долгожданное известие дошло до подразделения, командиры приказали ставить столы прямо на улице. За ними заняли места бойцы и командиры, были тосты «За Победу!», фронтовые 150 граммов. Праздновали две недели. Были отменены все занятия и разрешены краткосрочные отпуска. Потому что часто рядом служили и воевали отец с сыном, брат с братом. В боевой обстановке встречаться не приходилось, а тут такое важное событие!
А. Меньковский праздновал Победу вместе со своим земляком Юлианом Пожарицким. Они и домой вместе вернулись.
А родная Дуброва была сожжена фашистами. Но жив был отец, который без устали трудился, добывая хлеб насущный. И это уже была точка отсчета мирной жизни. На семейном совете решено было строиться. Но сначала решили построить дом сестре, муж которой не вернулся с войны.
Потом построился и Александр. Но поскольку в былой Дуброве, довоенной, было тесно, строились в Копани.
Фронтовик по-боевому работал и в мирные дни. Он закончил Новогрудское профтехучилище механизации сельского хозяйства и более 20 лет работал механизатором в колхозе. Являлся участником ВДНХ СССР. На пенсию пошел с животноводческой фермы «Русатин», где работал и механизатором, и слесарем.
Светлана ВАРАВА,
учитель ГУО “Райцевский УПК детский сад-средняя школа”