Эксперты Беларуси, Украины и Польши — о ситуации вокруг Беларуси
Политические аналитики — о деструктивном воздействии извне и защите Минском своего суверенитета.
Итак, напомним. Публично прозвучало, что выявленные в нашей стране экстремистские и террористические «спящие» ячейки пытались совершить теракты в отношении лесозаготовительной техники в белорусских лесах, взорвать российскую станцию «Вилейка», обеспечивающую связь штаба ВМФ с подлодками в Атлантике, Индийском и Тихом океанах. Причем пытавшиеся подорвать одну из вышек этой станции имели оружие, которое было привезено из Украины и спрятано в тайнике. Это обстоятельство, а также заметно усилившееся перемещение оружия, боеприпасов и самих экстремистов с территории Украины привели к вынужденным мерам со стороны нашего государства — усилению контроля лиц и досмотра транспортных средств на белорусско-украинской границе.
Для этого и многих других противоправных действий они создали телеграм-канал, объединивший 2,5 тысячи человек, — боевой резерв. Модерировал канал гражданин России, организатором выступил гражданин Германии.
По всей видимости, в ближайшее время мы узнаем еще немало новых подробностей того, какими методами коллективный Запад решает свои геополитические целеустремления в XXI веке и какую рабскую судьбу он уготовил нашей стране при этом. Но уже сегодня опрошенные нами эксперты из Беларуси, Украины и Польши сходятся во мнении: ситуация будет непростой, но позиция Беларуси совершенно понятна и естественна. Как и любая уважающая себя страна, Беларусь защищает и отстаивает свои национальные интересы. Демонстрирует решительность и полную готовность так делать это и впредь.
Сергей Мусиенко, руководитель Аналитического центра ЕсооМ:
— Чудовищно, когда для достижения своих целей зарубежные государства используют столь подлые методы, выходящие за грань понимания. Безусловно, это вызывает возмущение. С другой стороны, это можно назвать и оценкой нашей независимости, нашего пути развития, которые не нравятся огромному количеству людей и стран. Потому и предпринимаются шаги, давно выходящие из юридической плоскости и больше напоминающие международный самосуд.
Попытка госпереворота и терактов, покушение на жизнь телеведущего и санкционная борьба говорят о том, что сейчас — переломное время. Совершенно неприкрыто идет гибридная война. Когда канцлер Германии на закате своих полномочий совершает визит в Великобританию и просит прекратить материковые рейсы в Европу — это вам ничего не напоминает? Отработка бесполетной воздушной зоны над Беларусью — возмутительный факт, подобное происходило лишь в преддверии или во время войн. Все это, как и отсутствие реакции Запада на заявления Протасевича, — четкий и понятный сигнал, что нас расценивают как противника. Причем противника серьезного.
Серьезно отвечать на подобное должны и мы. По большому счету, это наш шанс. Вспомните, многие годы мы относились ко Дню Независимости как к рядовому празднику, без особой личной сопричастности и душевного понимания. Сейчас же ситуация совершенно иная, ценность праздника возросла настолько, что он стал для нас одним из самых значимых. И даже круг людей, поздравляющих друг друга с Днем Независимости, говорит о многом.
Не менее чудовищно, что предшествовавшее экстремистским и террористическим поползновениям Запада усиление санкционного давления произошло в канун 80-летия начала Великой Отечественной войны. И так же, как и в 1941-м, было подкреплено «обоснованием» со стороны германского МИД…
У нас сейчас есть шанс мобилизоваться. Иначе независимость нам не сохранить. Мы видим, какова ее цена в современном мире, где становятся перед абстрактным афроамериканцем на колени, а вот желания извиниться за уничтожение десятков миллионов как-то не наблюдается. О каких-либо претензиях в адрес Беларуси со стороны стран коллективного Запада не то что говорить — даже думать нельзя! Но на деле все иначе…
Думаю, нападки Запада на Беларусь связаны и с нашей реакцией на коронакризис. Локдауны и комендантский час мы не вводили — и сегодня граждане Италии просятся в наши санатории просто для того, чтобы пожить как люди! Понятно, что Беларусь воспринимается Западом как неудобный и даже плохой пример, который нужно прекратить. Нет желания и показывать наш коллективный опыт по борьбе с пандемией. И сохранение системы здравоохранения, что оказалось куда эффективнее нынешней необходимости в других странах частых ПЦР-тестов за 50 евро и хождения в кафе по QR-коду.
Александр Шпаковский, политический аналитик, директор аналитического центра «Актуальная концепция»:
— Мы видим, что, помимо экономической агрессии, не прекращаются попытки организовать бандитское подполье, террористические акты и диверсии. Мой прогноз: все эти попытки будут тщетными, время их организаторов и вдохновителей ушло, а эскалация напряженности лишь заведет ситуацию в тупик.
Почему так считаю? Потому что уже, в принципе, были предприняты все возможные шаги, чтобы дестабилизировать и сломать белорусскую государственную систему. Остался лишь один шаг, наиболее радикальный и рассматриваемый нами как крайне маловероятный, — перерастание конфликта в горячую фазу. Но очевидно, что пока Беларусь является членом военного союза с Российской Федерацией — государством, обладающим мощнейшим ядерным потенциалом, это невозможно.
Все остальные агрессивные действия, которые можно было предпринять, — информационно-психологические операции, попытки финансирования и организации «цветной революции», экономические санкции, различного рода провокации, координация диверсионных групп, которые должны были осуществлять внутри страны террористические акты и диверсии, — весь этот инструментарий нашими внешними недоброжелателями уже был применен и исчерпал себя. И, как видим, оказался безуспешным.
Все эти тщетные попытки, повторюсь, загоняют ситуацию в еще больший тупик — до состояния, когда разговор без соответствующих компенсаций уже будет попросту невозможным.
Вадим Боровик, политический аналитик:
— Долгие годы многие недоброжелатели упрекали белорусскую власть за то, что она занимается своими армией и спецслужбами. Но именно благодаря созданной эффективной системе правоохранительных органов, благодаря тому, что не был растерян советский профессиональный опыт в этой сфере, мы оказались способны сегодня успешно проводить контртеррористические операции такого уровня. Выбранная политика власти — уважение к правоохранительным органам, существенное внимание подготовке специалистов — показала свою правильность. Ведь непрекращающиеся атаки на Беларусь несут существенную угрозу безопасности страны и ее суверенитету.
Обратите внимание на нынешнюю ситуацию с мигрантами в Прибалтике. Беларусь обеспечивала безопасность границ Евросоюза — и ситуация была в балтийских странах под контролем. Но стоило нам немного сместить акценты на собственную безопасность — и балтийские страны перестали с ситуацией справляться. В том числе и потому, что система безопасности, в частности охраны границ, это не молниеносная операция, не сиюминутное событие, а очень серьезный процесс подготовки специалистов. Это многолетний серьезный труд, не решаемый в одночасье.
Что касается провокаций в отношении нашего журналиста Григория Азаренка, попытки уничтожения деревообрабатывающей техники или планирование диверсий на 43-м узле связи ВМФ России «Вилейка» — это терроризм чистой воды, но мы готовы эффективно с ним бороться. Мы уже более года говорим о том, что против нашей страны развязана гибридная война. Приводим конкретные факты, не так давно разбирали в «СБ. Беларусь сегодня» инцидент с авиалайнером, который был использован исключительно для оказания санкционного давления на Беларусь. И мы хорошо видим логику развития событий. Организация госпереворота в Беларуси не удалась, и сейчас внешние силы готовы перейти к диверсионным атакам на территории Беларуси: на крупных предприятиях, иных объектах. Один телефонный терроризм чего стоит!
Все это элементы одной цепи: против Беларуси ведется гибридная война во всех ее проявлениях.
Не прекращаются попытки раскачать ситуацию. И граждане должны быть готовы к этому. Как и к оказанию содействия государству в противостоянии подобным попыткам. Полагаю, население должно максимально содействовать государственным и правоохранительным структурам в их борьбе с террористической деятельностью во всех ее аспектах.
Матеуш Пискорски, польский политолог, публицист и журналист, депутат сейма V созыва:
— Рассказать о подробностях польского вмешательства во внутренние дела Беларуси пока, к сожалению, не получится. После заявлений господина Протасевича в белорусских СМИ польская прокуратура, по идее, должна была возбудить уголовное дело — как минимум вследствие предполагаемых коррупционных схем, которые существовали в рамках финансирования так называемой белорусской оппозиции на территории Польши, ведь речь шла про расходование средств из польского бюджета. Однако — и это было вполне ожидаемо — польское руководство вообще никак не отнеслось к этим обвинениям. Также оно никак не комментирует высказывания белорусского руководства, в том числе Президента Беларуси, которые связаны с обвинениями в попытках вмешательства во внутренние дела вашей страны, дестабилизации обстановки в Беларуси.
Тем не менее мы прекрасно знаем, что и на официальном уровне существуют определенные открыто действующие структуры, например телеканал «Белсат», которые даже не скрывают своих намерений по дестабилизации обстановки в Беларуси, организации «цветной революции». Хотя мы, к сожалению, не знаем подробностей про источники финансирования такой деятельности. Единственное, что мы знаем: из польского госбюджета, то есть из кошельков польских налогоплательщиков, была выделена сумма около 54 миллионов злотых на поддержку так называемого Белорусского дома, который, как мы узнали и от Протасевича, и от многих других белорусских деятелей, на самом деле занимался освоением средств, предназначенных на деструктивные действия в Беларуси. По всей видимости, имеет место существование коррупционных схем — сложно сказать, сколько на самом деле выделялось на такую деятельность. Мы с нетерпением ждем очередных деталей той информации, которая есть у белорусской стороны по поводу деятельности различных структур на польской территории. И очень надеемся, что белорусская сторона предоставит всю возможную информацию публично, а граждане Польши смогут узнать, на что расходуются их средства.
Я считаю, нам нужно вернуться ко всем возможным видам польско-белорусского диалога. К такому диалогу, думаю, и это подтверждают белорусские парламентарии, с которыми я общался недавно, белорусская сторона готова. Причем никаких предварительных условий для этого белорусская сторона не ставит, скорее это польская сторона пока не настроена на такой диалог.
И потому все зависит от готовности польских политиков к возобновлению добрососедского диалога в духе существующих наших межгосударственных соглашений. Ведь мы должны придерживаться идеи партнерства и добрососедства. Но пока такого политического желания со стороны польских элит не наблюдается. Польское же население вопросами международной повестки сегодня практически не интересуется: существующие внутренние вопросы для польских граждан ныне гораздо важнее.
БУМЕРАНГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Потери в доходах Польского агентства аэронавигационных услуг (PANSA) в связи с запретом полетов над Беларусью могут составить до 5 процентов, заявил глава PANSA Януш Янушевский. «Потенциальные потери доходов PANSA составят примерно 3—5 процентов в период введения этих ограничений. Это связано с тем, что самые тяжелые пассажирские самолеты, на которых перевозится больше всего людей, переместились на север Европы, что привело к потере трафика», — цитирует Янушевского БЕЛТА со ссылкой на польский портал WPN.
Константин Бондаренко, украинский политолог, историк, председатель фонда «Украинская политика»:
— Наши отношения между двумя братскими народами дошли до точки. Сейчас можно только констатировать факт, что на самом деле у нас наихудший уровень взаимодействия за всю историю украинско-белорусских отношений.
К сожалению, Украина действительно играет сегодня не в свои геополитические игры. Украина играет в игры, навязанные так называемым коллективным Западом, — и вряд ли это идет на пользу и ее национальным интересам.
Понятно, что дыма без огня не бывает. С украинской территории подогревались разного рода оппозиционные настроения в Беларуси еще с июля — августа прошлого года. И понятно, что, когда Минск вводит целый ряд ограничительных мер на границе с Польшей, Литвой, Латвией, а теперь еще и с Украиной, Беларусь тем самым защищает свои государственные интересы. Могу только выразить сожаление по поводу того, что это происходит в наших отношениях. Полагаю, что это все же временно и наши отношения восстановятся в полной мере и в кратчайшие сроки.
ГРАНИЦА ПОД КОНТРОЛЕМ
Охрана Государственной границы Беларуси с Украиной осуществляется в усиленном варианте пограничной службы и пограничного контроля, сообщил БЕЛТА официальный представитель Госпогранкомитета Антон Бычковский:
— С учетом складывающейся обстановки на отдельных участках органы пограничной службы применяют тактические резервы для ужесточения контроля за порядком посещения и пребывания граждан в пограничной зоне и полосе. Оформление лиц, пересекающих границу в пунктах пропуска, осуществляется как на въезд, так и на выезд с учетом действующих ограничений и дополнительных мер безопасности, которые заключаются в усилении контроля лиц и досмотра транспортных средств. У белорусской пограничной службы имеется достаточно сил и средств для обеспечения национальных интересов Республики Беларусь на государственной границе.
Алексей Дзермант, политический аналитик:
— Анализируя то, что происходит уже на протяжении года, можно заключить, что все события по подрыву нашего государства и национальной безопасности — не случайность. Это часть некоего единого многоступенчатого плана. И мы видим, что Запад, терпя неудачи на предыдущих этапах, все больше и больше скатывается уже к откровенно преступным действиям: поддержке террористических групп. И способствует откровенному вредительству: вводит экономические санкции, занимается поддержкой радикальных политиков.
Происходящее — часть масштабного плана, и Беларусь в нем, безусловно, важное звено. Но главная цель — дестабилизация евразийского пространства в целом, включая Россию и наш регион.
Нужно понимать, что это не какая-то несерьезная игра. Здесь все более чем серьезно и чревато последствиями и для нашей страны, и для всего Евразийского континента. На примере многих стран мы хорошо видим, как дестабилизация государств приводит к масштабным конфликтам и человеческим жертвам, к падению уровня благосостояния миллионов людей. Поэтому нам нужно держаться и отвечать достойно и жестко на все подобные атаки и давление извне. Если мы не устоим — будет катастрофа. Не случайно Президент апеллирует к аналогиям с 1941 годом. Сегодня изменились лишь методы атак: они стали более хитрыми, изощренными и коварными. Но смысл их остался прежним: экспансия на Восток. И мы остаемся форпостом, коллективной Брестской крепостью, которая эту экспансию сдерживает. Поэтому нужно дальше стоять, отвечать — и зеркально, и асимметрично — на все атаки извне. Чтобы внешние недоброжелатели четко понимали, что такое их поведение не останется безнаказанным, а ущерб от подобных деструктивных действий будет для них чувствительным и даже неприемлемым.