Как не допустить суицид у подростка

Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал

                       Равиль Алеев

 

Причины суицида подростка:

— длительная конфликтная ситуация в семье, давящий стиль воспитания, требования  выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений

— унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка, в форме наказаний

— кризисные ситуации в семье, как смерть близких, развод или потеря работы, иные. Родители находятся в подавленном состоянии, времени на детей нет, а тем более на откровенные разговоры

— большая часть подростков, кончающих с собой, — дети из семей, где имеет место хроническая алкоголизация родителей, материальные трудности, отсутствие нормального контакта в семье. Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью

— современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно.

— очень большая ошибка, когда ребенка с детского сада лишают времени на игру, без которой невозможно нормальное психическое развитие для этого возраста. Подготовка к школе сейчас нередко превращается в чуть ли не главную задачу детского сада, но не в смысле психологической готовности, что вполне оправдано, а в смысле дрессуры и натаскивания. Многие родители «повернуты» на том, что к школе ребенок должен уже уметь и читать, и писать, поэтому, как правило, до первого класса уже водят детей на дополнительные занятия в школу. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей  часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной в будущем для психического здоровья жизненной программы «быть первым, лучшим или никем». Последствия такой установки — тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем — это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.

В то же время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Антисуицидальные факторы личности —  положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека.

К ним относятся:

эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

выраженное чувство долга, обязательность;

концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и осуждение суицидальных моделей поведения;

убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

Светлана САНЦЕВИЧ,

фельдшер-валеолог, председатель РОБОКК