Петр Петровский специально для «ГП»: «Если Вильнюс не переосмыслит свою позицию, дипломатические меры в отношении Литвы с нашей стороны, думаю, будут ужесточаться»
Петр Петровский, политолог, эксперт РОО «Белая Русь»:
– Литовская дипломатия уже неоднократно переходила определенные рубежи. Это началось с периода, когда с литовской стороны велась целенаправленная информационная война против проекта БелАЭС. Хотя ни одна другая страна не имела никаких претензий к нам из-за строительства атомной станции, Прибалтийская республика открыто и агрессивно выступала ее противником. Поведение официального Вильнюса в отношении Беларуси, включая введение санкций, укрытие на своей территории разыскиваемых нашим государством лиц, предоставление официального статуса некоторым беглым белорусским гражданам, полностью не соответствует всем международным нормам.
Литовское руководство не имеет права решать, кто будет представлять белорусский народ. Наделение так называемого офиса оппонентов нашей власти статусом «официального представительства белорусской демократии» – проявление того, как литовский МИД через антидемократическую процедуру пытается навязать внутри собственного государства представителя Беларуси, который не имеет никакой легитимности в нашей республике.
Беларусь сокращает диппредставительство Литвы на своей территории, и это еще достаточно мягкая мера, учитывая всю недружественную политику страны-соседки. Надо сказать, существуют и более жесткие механизмы воздействия. Сейчас Беларусь пока еще сохраняет возможность для литовской стороны «повернуть назад», одуматься и вернуться в русло диалога. Беларусь не играет с огнем, чего не скажешь о прибалтах. Хочется верить, что официальный Вильнюс все-таки переосмыслит свою позицию и изменит решение. В противном случае, думаю, дипломатические меры в отношении Литвы с нашей стороны будут ужесточаться.
Литовское руководство уже на протяжении многих лет проводит иррациональную политику, которая ухудшает прежде всего положение самой Литвы. Мы видим сегодня, что действия официального Вильнюса направлены на уменьшение собственного ВВП и ухудшение экономического положения простых граждан. Литовцы ставят под сомнение белорусский транзит и литовский капитал, который работает в нашем государстве (это, к слову, достаточно большой список как ритейлеров, так и других сетей производства).
Судить о том, одумается Литва или нет, мы сможем только после того, как руководство этой страны осознает, какой огромнейший ущерб испытывает их экономика, и будет каким-то образом реагировать на это. Если и в этом случае не будут выработаны прагматичные решения, то, наверное, следует говорить о дальнейшем ухудшении наших отношений, которые будут остро отражаться на судьбе литовского государства и его экономики.